ПЕРМСКИЙ ТЕАТР «У МОСТА» И ЕГО СЮРПРИЗЫ
Три спектакля показал недавно столичной публике пермский театр «У Моста»: «Вассу (первый вариант)», «Хануму» и «Калеку с Инишмана».
Для театра из российской провинции приезд в Москву всегда событие, даже если он сто раз бывал за рубежом и там сумел понравиться и прославиться. И хотя худрук и основатель театра «У Моста» Сергей Федотов сказал, что они в Москве с 1992 года довольно частые гости, думаю, волновать такие поездки коллектив наверняка не перестали. А вот чем показанные нынче спектакли явились для столичной публики, нам и предстоит обсудить.
Спектакль «Васса» (первый вариант)» М. Горького был дан театром «У Моста» в рамках «Биеннале театрального искусства 2018» «Уроки режиссуры» на новой Симоновской сцене Вахтанговского театра. Зальчик маленький, узкий, приподнятый по новейшим театральным стандартам так, чтобы зрители могли увидеть всё, происходящее на сцене, как на ладони. До этого просмотра мне удалось увидеть только одну столичную «Вассу» в том первом горьковском варианте 1910 года создания, что показали пермяки, а именно в Малом театре, где центральную роль сыграла замечательная актриса Людмила Титова. Пространство сцены там блистательно решил Эдуард Кочергин, и это его решение завораживало своей классической простотой, и тем, как оно вдруг изменялось при повороте действия, поддерживая и разворачивая каждый новый импульс героев. Декорация представляет собой опоры здания, которое со всех сторон обдувает ветер, где на самом его верху сидят голуби. И, похоже, что крыша тоже не защищает дом Железновых: оттуда иногда, как будто с небес, летит чистейший белый снег в свете луны. Ну, а пружину действия закрутил в спектакле режиссёр Владимир Бейлис, опираясь на характеры персонажей и их интересы, которые практически все сплетаются вокруг наследства. Васса Людмилы Титовой, утончённая, но несгибаемая, тратит все силы на сохранение дела, которому отдала многие годы, и, в конце концов, не выдерживая напряжения, падает замертво, не дойдя до семейного алтаря, где привыкла молиться.
Васса Марины Шиловой внешне крепкая и кажется довольно стойкой, да и живёт она не на семи ветрах. Сергей Федотов практически во всех своих спектаклях не только режиссёр, но ещё сценограф и художник по костюмам, а по собственному уверению, верный последователь классики, а потому создаёт интерьер дома Вассы максимально приближенный к оригиналу. На сцене строгий купеческий особняк с такой же основательной мебелью, как его стены и устои. Почти всё здесь выстроено по ремаркам в пьесе Горького: «в задней стене - широкие двери в столовую; виден стол …». В этом привычном для всех пространстве и живут по привычке, - по привычке едят и пьют, по привычке ссорятся и дерутся. И все страстно жаждут выбраться из старого тёмного дома, чтобы начать транжирить не ими заработанные деньги где-нибудь подальше от родного крова. Сына Вассы Семёна буквально распирает неуёмное счастье от предстоящих чудесных хлопот. Егор Дроздов играет своего персонажа излучающим такую радость от повторения одной только буквы Ю, что означает Ювелирный магазин, который он мечтает открыть в городе, что эту его инфантильность, проявляющуюся и в сегодняшних юнцах, не в состоянии пресечь даже такая волевая мать, как Васса. Ну, а Прохор Иванович Железнов (кстати, в первом варианте это брат мужа Вассы, а вовсе не её брат, как сказано в программке) в исполнении Александра Шаманова готов пойти во все тяжкие ради свободы наслаждений и права жить, как он хочет. И напоминает он бандюганов 90-х, крушивших всё подряд и не признающих авторитетов. Но до чего же хорош этот Прохор Железнов у артиста Шаманова! Его кураж и обаятельность, энергия и широта натуры притягивают к себе внимание зрителей, как магнитом. Жаль только, что пропал он ни за грош. Но такова, видно, участь всякого, кто на Руси высовывается не ко времени.
А что же сама Васса Петровна, не получившая любви ни от мужа, ни от отпрысков своих? Может, она и переборщила, лишая их возможности пустить по ветру наследство, но по сути-то была права: ну, зачем им деньги, коли они с собой управиться не могут? В спектакле случаются две смерти, в которых винят главную героиню. Но сама она себя куда больше винит. Эта статная женщина с глуховатым голосом и большими печальными глазами принимает всё и прощает всех. Всех, кроме себя. И когда в доме вдруг слышатся чьи-то шаги, раздаются скрипы-вздохи, которые кто-то, возможно, и назовёт мистикой, этой Вассе они не страшны: она всё знает про свою больную совесть. И умершие не без посторонней помощи Липа и Прохор, что бродят, держа свечки, в столовой со стеклянными дверями, нужны не ей, а скорее зрителю, как напоминание о том, что жить в грехе ох, как тяжко.
Жанр спектакля «Васса» представлен режиссёром как «трагифарс». Но состоялся ли он на сцене? Есть ли здесь что-то помимо тяжелейшей драмы распадающейся семьи настолько смешное, забавное или абсурдное, чтобы заявить действо как трагифарс? Ну, посмеялись по ходу герои, а над ними и зрители, как без этого? Людям нужна разрядка, будь это хоть трагедия Шекспира. А вот печального и страшного в «Вассе» предостаточно, как и драматических и трагических коллизий. И ты погружаешься в них полностью, не только осмысливая происходящее, но и невольно примеряя на себя обстоятельства, которые вполне могут случиться при нынешнем режиме со многими из нас, когда во главе угла стоят только деньги. И это прорастание в современные реалии жизни - огромный плюс спектакля Федотова, который был отмечен на «Биеннале театрального искусства 2018» «Уроки режиссуры», а постановщик награждён первым среди других мэтров этой профессии.
Ещё два спектакля пермский театр «У Моста» давал уже как гастрольный вариант в Театральном центре «На Страстном»: музыкальную комедию «Ханума» и ирландскую комедию «Калека с Инишмана». «Хануму» кое-кто знает по блистательной постановке Георгия Товстоногова в ленинградском БДТ в 1972 году и по снятой через 6 лет телевизионной версии, которую до сих пор можно увидеть на экране и в интернете, и не может забыть этот изящный, тонкий лиричный спектакль с грустной иронией. «Ханума» и сегодня с успехом идёт в ряде музыкальных, реже в драматических театрах страны, ведь за её основу взят классический водевиль Авксентия Цагарели (1882г.) с текстом комедиографов Бориса Рацера и Владимира Константинова, где помимо смешных ситуаций и ярких характеров есть изумительная музыка грузинского композитора Гии Канчели. И она звучит в спектакле пермяков, но ни в программке, ни в афише, ни на сайте театра «У Моста» Гия Канчели не значится, как и какой-либо другой автор музыки. Не обозначен там и постановщик той же лезгинки, которую, как говорят актёры, они репетировали два месяца, да и других танцев, что исполняют их персонажи. Но всё это кажется мелочью в сравнении с тем, как хорошие драматические актёры театра «У Моста» в этой музыкальной комедии поют: глухо, в унисон, не донося до слушателей и малой толики прекрасных мелодий и тончайших нюансов текста. Но в антракте и в конце спектакля в зале звучит фонограмма истинного грузинского многоголосия, что в сравнении с пением актёров явно не на пользу театру. Разве не очевидно, что беря к постановке легендарную «Хануму», стоит озаботиться вокальными качествами исполнителей и их обучением, где важен и голос, и способность слушать друг друга, чтобы петь на несколько голосов, как это умеют грузины с самого детства?! Есть и ещё одна странность в «Хануме»: объявленный на премьере спектакля в качестве сценографа художник с Украины Сергей Пантелейчук, о чём свидетельствуют рецензии и интервью с ним и худруком театра, в программе тоже отсутствует. А в качестве сценографа указан … Сергей Федотов.
Интрига в «Хануме» развивается вокруг борьбы за первенство двух свах городка, и её пружина сжимается до предела благодаря двум страстным желаниям: богатый купец Микич Котрянц мечтает выдать замуж дочь за старика ради обретения княжеского герба, а разорившийся князь Вано Пантиашвили жаждет вновь разбогатеть. Постановка Сергея Федотова с самого начала берёт ускоренный темп, начиная с лезгинки, пусть не такой восхитительной, какая может быть у профессионалов, но азартной, так что зрители смотрят спектакль с удовольствием, а актёры не дают им опомниться до самого конца. Озорные шутки, мгновенные переходы от лирических сцен к комическим, - всё это увлекает и радует. Споткнуться можно в основном на пении, которое, откровенно говоря, режет слух. Но наша публика очень благодарная и старается пропускать мимо ушей негармоничные звуки, радуясь уже тому, что ей просто дали вволю посмеяться. Хотя природа смеха здесь зачастую идёт на уровне текста, который многие услышали в этом спектакле впервые. Интересны и не все актёрские работы, слишком плоско задуманные и решённые. А потому только о бесспорных, на мой взгляд, удачах. Как всегда на своём месте Сергей Мельников в роли князя, которого он делает то непомерно гордым, то жутко трусливым, то по-детски наивным, и это получается естественно и очень смешно. Хороша сваха Кабато в исполнении Марии Новиченко – яркая, энергичная, способная в любой момент перехватить инициативу у более успешной соперницы и занять её место. Невероятно горяч племянник князя Коте у Егора Дроздова в своём стремлении всё успеть и всего добиться – в лезгинке, в знаниях, в своей влюблённости. Впечатление, что режиссёр решил отойти от знакомых образов товстоноговской «Ханумы», создав героев с иными, чем там, характерами и поведением, и в чём-то это ему удалось.
Третий спектакль «Калека с Инишмана», награждённый в 2010 году национальной премией «Золотая маска», кто-то из москвичей уже видел, но пришёл ещё раз. Мне впервые удалось его посмотреть в октябре на 3-м Международном фестивале ирландского драматурга Мартина МакДонаха, который проходит в Перми в театре «У Моста». И это воистину удивительное создание худрука театра, актёров и драматурга, пьесы которого многие ставят в России и за рубежом, но редко кому удаётся найти к ним верный ключ. Сергей Федотов решил свой спектакль, как закрытый мир, которым, собственно, этот островок Инишман и является, ведь там живёт всего-навсего около 160 человек. И люди эти весьма необычные – грубые и нелепые, а говорят и ведут себя не как спрессованные в огромных городах-муравейниках жители, с опаской взирающие на препоны и правила, а так, как хотят, могут и считают нужным. Их жизненное пространство сведено к небольшим домикам, куда приходят только знакомые и где главный герой, которого все зовут калека Билли, в детстве потерявший родителей, находится под присмотром двух тётушек. Их разговор сразу привлекает внимание особой интонацией людей с низким порогом чувствительности. Реплики тётушек, странно громкие, и их ни на кого не похожие голоса дают нам понять, как много значит для них этот не родной им юноша, который плохо двигается и плохо говорит. Тётушки в исполнении актрис Марины Шиловой и Екатерины Пономарёвой очень специфичны в поведении и необычайно трогательны. А их подопечный Билли Василия Скиданова поражает безупречным копированием физических недостатков и тем, как его герой внутренне преображается после поездки в Голливуд, куда его позвали на съёмки, и где он понял, кто ему по-настоящему дорог, и после разговора с любимой девушкой Хелен. Её прекрасно сыграла Мария Новиченко – остро, резко и очень точно. Стоит отметить и Софию Шустову в роли мамаши Джонни, странноватую и невероятно смешную любительницу выпить, а также Сергея Мельникова (брата Хелен) – трусишку и зануду, в которого не грех запустить яйцами, как это делает со злости его сестра. И в финале, как в хорошей драме, благодаря неумолимо движущемуся к развязке действию все персонажи кардинально меняются, и это вызывает в зрительном зале тот самый катарсис, которого мы часто безуспешно ждём во многих спектаклях, а он обрушивается на нас при просмотре комедии ирландского драматурга в пермском театре «У Моста».
***
Пермскому театру «У Моста» ровно 30 лет. Он прошёл непростой путь поисков и свершений, объездил много городов и стран, получил разные премии и награды, но, несмотря на свои победы, как все творческие коллективы, не избежал просчётов и ошибок. И если он полон сил и не намерен почивать на лаврах, ничто не помешает ему идти дальше в стремлении к совершенству. И это наверняка оценят верящие в него зрители.
Наталья Савватеева
Окультурить друзей: