Илья Золкин: «Спектакль "Это так (если вам так кажется)" – некий перевертыш, когда каждый видит свое»
Новый 26-й театральный сезон в Московском театре «Et Cetera» был ознаменован открытием нового входа, и, естественно, новым увеличенным пространством театра со стороны Мясницкой улицы. Так что теперь у зрителей появилась возможность почувствовать себя более свободными в стенах и без того шикарного, в какой-то степени удивительного здания, выстроенного специально для Александра Александровича Калягина.
Примечательно, что первой премьерой сезона на большой сцене стал спектакль «Это так (если вам так кажется)», поставленный по пьесе итальянского драматурга Луиджи Пиранделло. Пьеса абсурдична, метафорична, многим непонятна; изначально кажется, что она предназначена исключительно для малой сцены. Если в Италии к Пиранделло (1867-1936) уже привыкли, так как итальянский народ в его произведениях считывает какие-то смыслы, то, как известно, в любой стране есть малообразованные люди, которые книг не читали. А произведения у ряда авторов для восприятия есть сложные и простые. Не будем далеко ходить за примером. Спектакль «Гиганты горы» по последней неоконченной пьесе Пиранделло, поставленный в театре «Мастерская Петра Фоменко» несколько лет назад на большой сцене с Полиной Агуреевой в главной роли (Илсе, графиня), с самого начала был не то, чтобы провальным. О нем хорошо писали, но на него зрители вообще не ходили, так как не понимали то, что происходит на сцене. Поэтому после нескольких показов театр принял решение, что держать его бессмысленно, потому что – ну, ни как.
Нельзя сказать, что в «Et Cetera» взяли чужие ошибки на себя. Хотя иногда меня поражает такой момент, когда один театр не смотрит на то, что происходит в других театрах, не берет историю постановок этого автора, процент посещаемости спектаклей и их успешности. То есть, не обращает на это внимания, думая, что пересилит эту стену непонимания и у него все получится.
В данном случае, возможно, отчасти все и получилось благодаря большому таланту Адольфа Яковлевича Шапиро. Правда, этот спектакль нельзя назвать спектаклем только Шапиро, потому что в данном случае большую роль играет его соавтор по постановке. Речь идет о молодой и талантливой художнице, вернее художнике, Марии Трегубовой. Два года назад она поразила всех своей сценографией к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» режиссера Егора Перегудова в театре «Современник».
И вот снова какое-то невероятное, лаконичное, минималистское пространство. Тем не менее, насколько оно работает, насколько зрители сразу окунаются в другую атмосферу, приходя с улицы, где - одна жизнь, а на сцене - другая, какой-то странный мир, в котором сразу чувствуется Италия. Даже, если ни все будут следить за увлекательным сюжетом, что, в общем, и происходит, потому что сюжет размыт, как многое размыто в мире Луиджи Пиранделло: границы времени, пространство, но, тем не менее, зрители будут с интересом смотреть само действие. В любом случае они будут следить за персонажами, за тем, как они ощущают себя в этом пространстве, потому что все персонажи до единого органичны, естественны и, главное, не похожи друг на друга, что очень важно.
Спектакль «Это так (если вам так кажется)», конечно, не Комедия дель арте – комедия масок; это совершенно другой жанр, тем не менее, я бы назвал всех персонажей некими масками в этом спектакле. И все эти маски работают. При этом в спектакле сложился очень хороший, крепкий, увлекательный актерский ансамбль. В роли Ламберто Лаудизи выступает замечательный артист Сергей Дрейден из Санкт-Петербурга, который в Московском художественном театре имени А.П. Чехова играет Гаева в спектакле Адольфа Шапиро «Вишневый сад». А в другом составе играет не менее интересный артист, режиссер театра «Школа драматического искусства», заслуженный артист России Игорь Яцко. Эти оба артиста играют в спектакле «451 по Фаренгейту», поставленному Шапиро ранее по роману Рэй Брэдбери, к 15-летию Московского театра «Et Cetera». Спектакль стоит в репертуаре около 10 лет и пользуется большим успехом у зрителей. И вот новая работа Шапиро, к которой он постарался привлечь кого-то из старой гвардии. Это нормально.
Тем не менее, в актерском составе есть и любимцы публики «Et Cetera», например, обласканный ею Антон Пахомов (синьор Понца), который сыграл в «Утиной охоте» Александра Вампилова роль Зилова в постановке Владимира Панкова, за которую получил ряд наград и признание. Замечательный актер Грант Каграманян (префект), Ирина Денисова (синьора Фрола). Ну, там много артистов.
И спектакль выигрывает во многом за счет именно точного распределения ролей, за счет хорошего создания нужной правильной атмосферы и тонкого понимания драматургии Пиранделло, что в обратном случае сразу ведет к тому, что спектакль не для всех. А так получилось, что этот спектакль, в общем-то, для всех. Как такое могло быть? – спросите вы. Это произошло за счет некоего таланта и за счет вкуса Адольфа Шапиро и его команды. То есть, если зритель не будет следить за сюжетом, то будет следить за чем-то другим, потому что есть, зачем следить. Если человек не поймет одно, он поймет другое. То есть, этот спектакль – некий перевертыш, когда каждый видит свое. Но обязательно видит. Это главное. И сразу возникает вопрос: если он что-то видит, значит, что-то увидит? А если он что-то интересное увидит, как не придти?! Поэтому спешите видеть, покупайте билеты на спектакль «Это так (если вам так кажется)».
Алла Буловинова
Фото с сайта театра «Et Cetera»
Окультурить друзей: