Ольга Егошина: «Могу ответственно сказать: скамейка запасных в режиссуре есть. И это сильные запасные...»
Ольга Егошина, театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, к тому же арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры», который проходил в рамках второго по счету Биеннале театрального искусства в период с 15 сентября по 26 ноября 2018 года.
- Ольга Владимировна, какое-то необыкновенное театральное время наступило. Во-первых, в прошлом году исполнилось 120 лет Московскому художественному театру. И вы провели второй конкурсный фестиваль под названием «Уроки режиссуры». В чем его особенность?
= Когда мы придумывали Биеннале театрального искусства, мы решили, что раз в два года будем показывать спектакли молодых режиссеров, и раз в два года - мастеров. Если на первом фестивале в рамках «Уроков режиссуры» шли спектакли молодых, то на втором – мастеров - «тяжеловесов».
На первом фестивале мы решили, что работу молодых режиссеров будут судить мастера. Мне кажется, что представителей любой профессии должны судить люди той же профессии. Например, плотники – плотников, а режиссеры – режиссеров. Тем более что на «Уроках режиссуры» оценивается, как сделан спектакль, а не сценография и не актерское мастерство. Поэтому в жюри вошло семь маститых режиссеров. В том числе: Римас Туминас, Валерий Фокин, Алексей Козлов, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Адольф Шапиро и Алексей Бородин.
Итогом первого фестиваля «Уроки режиссуры» стало то, что авторитетное жюри среди других выбрало трех лауреатов. Один из них Денис Хуснияров, поставивший "Камень" по пьесе немецкого драматурга М. фон Майенбурга в Санкт-Петербургском драматическом Театре на Васильевском. Второй - Егор Равинский за постановку "Свои люди - сочтемся" по пьесе А.Н. Островского в Российском академическом молодежном театре. И Егор Перегудов за спектакль "Поздняя любовь" А.Н. Островского в театре "Современник". Еще по результатам открытого голосования среди зрителей приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия» получил режиссер Илья Славутский за спектакль «Женитьба», поставленный им в Казанском драматическом театре имени В.И. Качалова (Казань).
В качестве награды Министерство культуры РФ выделило лауреатам гранты на будущие постановки. А всем участникам фестиваля достались приглашения на постановки в петербургских и московских театрах, а также и в театрах провинции.
Когда мы готовили второй фестиваль драматических театров «Уроки режиссуры» с участием в них наших легендарных мастеров, то остро встал вопрос: кто может судить «олимпийцев»? Тогда Римас Туминас предложил: «Как! А молодые режиссеры?». В результате решили, что мастеров будут судить десять молодых режиссеров, участвовавших в предыдущем конкурсе.
На самом деле идея уроков режиссуры состояла в том, что, отбирая те или иные спектакли на Биеннале театрального искусства, важно было показать, во-первых, тех режиссеров, кто является бесспорными мастерами в своем деле, и, во-вторых, тех, кто начинает свой путь в режиссуре. Поэтому на фестивале мы представляем русский режиссерский театр в двух срезах, что позволяет поочередно увидеть работы начинающих и маститых режиссеров, которым никому не нужно ничего доказывать. При этом мы выбираем лучшие спектакли молодых режиссеров, сделанные ими за последние два года. Так получилось, что на первом фестивале было 14 спектаклей и 15 молодых режиссеров (один спектакль поставили два молодых режиссера), а на втором - 14 мастеров.
- Какие режиссеры были представлены на Биеннале театрального искусства - 2018 своими спектаклями?
= В рамках конкурсной программы фестиваля шли спектакли режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, провинциальных и зарубежных театров. На сцене театра имени Евгения Вахтангова был представлен спектакль Римаса Туминаса «Фальшивая нота». В Студии театрального искусства прошли «Три сестры» Сергея Женовача, а в МТЮЗе показали «Вариации. Тайны» Камы Гинкаса. Валерий Фокин, например, представил спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог», который он поставил в Александринском театре Санкт-Петербурга.
- А как показали себя режиссеры провинциальных театров?
= На сцене МТЮЗа был показан спектакль «Оттенки» Алексея Песегова, художественного руководителя Минусинского драматического театра, насчитывающего 135 лет. В театре, расположенном в небольшом городе Сибири, где, оказывается, проживает всего 69 тысяч жителей, режиссер ставит исключительно, я бы сказала, «высоколобую» литературу. И загадочным образом этот театр живет и выживает, как будто кругом рафинированная публика.
У нас очень большая страна и, как мне кажется, что все приезжающие мэтры, работающие в разных городах России, абсолютно не уступают столичным коллегам. Например, на Биеннале был показан прелестный, легкий и изящный спектакль «Вишневый сад» Сергея Афанасьева Новосибирского городского драматического театра, который работает под руководством этого режиссера. Ярким, шикарным оказался спектакль Олега Рыбкина «Три дня в деревне», поставленный им в Красноярском драматическом театре имени А.С. Пушкина по пьесе автора современной британской "новой драмы" Патрика Марбера.
Спектакль «Живи и помни», поставленный по роману Валентина Распутина, Григорием Козловым в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» заставил плакать даже циничных театральных фотографов. «Васса» Первый вариант» Сергея Федотова Пермского «Театра у Моста» - прекрасный образец Горького. И это все спектакли режиссеров провинциальных театров.
Нельзя не сказать о “Гамлете” Юрия Бутусова, привезенного Санкт-Петербургским театром имени Ленсовета, где в роли Гамлета выступила Лаура Пицхелаури.
- Еще на первом Биеннале театрального искусства было много ярких молодых режиссеров из провинции.
= Недавно, побывав в Архангельске, я порадовалась тому, что в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова работает наш молодой конкурсант Алексей Ермилышев, который привозил на первый фестиваль «Василия Теркина» - спектакль по произведениям Александра Твардовского.
К тому же, приятно, что после того, как у нас на Биеннале побывали 15 молодых режиссеров, ни один из них не сидит без работы. Ведь, когда мы разговаривали с ними во время Биеннале, то выяснилось, что у многих из них - простой. А сейчас их планы расписаны на несколько лет вперед. То есть, мы дали им определенную стартовую площадку.
Понятно, что Егора Перегудова Алексей Бородин и без нас знал, но встреча с ним на Биеннале тоже что-то сыграла в том, что он стал главным режиссером.
Свердловский государственный академический театр драмы в Екатеринбурге позвал уже двух наших молодых режиссеров на постановку.
- Кстати, чьи ученики молодые режиссеры, участвовавшие в фестивале «Уроки режиссуры?
= Большая их часть - выпускники режиссерского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС). Так, Егор Равинский, Егор Перегудов и Уланбек Баялиев окончили мастерскую Сергея Женовача. Федор Малышев обучался в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Анатолий Шульев учился на актерско-режиссерском курсе Нины Дворжецкой и Римаса Туминаса в Театральном училище имени Бориса Щукина. Были также выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне - Российский государственный институт сценических искусств), в том числе Денис Хуснияров (актерско-режиссерский курс Семена Спивака). А Михаил Патласов вообще из другой сферы; он режиссер документального кино. Есть из провинциальных училищ. Надо сказать, что все мастера знают, что делают их выпускники.
И я рада тому, что театр определенно “молодеет”. В Александринке недавно прошла премьера увлекательного спектакля, который поставил 25-летний режиссер по пьесе драматурга, которому 22 года. Надо ехать смотреть. Я уверена, что человеку, который только начинает свой путь в профессии, необыкновенно важно, чтобы его заметили, и старшие что-то сказали ему про него. Мне иногда кажется, что мы сами недооцениваем, насколько рядом с нами работают действительно всемирно известные, прославленные мэтры, которые помогают состояться молодым.
Поэтому могу по собственно опыту ответственно сказать: скамейка запасных в режиссуре есть. И это сильные запасные...
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: