Илья Золкин: «В кино первым делом надо удивлять зрителя»
Недавно прошла 17-я по счету торжественная церемония вручения премии «Золотой орел» в области российского кинематографа и телевидения за 2018 год. О том, в каких номинациях соревновались кино-и телефильмы, а также артисты, участвовавшие в них, рассказывает культурный обозреватель Илья Золкин, имеющий профессиональный взгляд на развитие современного отечественного кино.
= Я не сказал бы, что в подробностях знаю все. Но можно отметить, что ни все лучшие и заметные картины сезона попали в список номинантов на премию «Золотой орел», потому что академики Национальной академии кинематографических искусств и наук России ряд интересных авторских работ, имеющих значение для развития нашего кино, проигнорировали. И в прошлом году наблюдалась тенденция включать в номинанты премии развлекательное кино, так называемый арт-мейнстрим - симбиоз двух совершенно разных направлений – артхауса и мейнстрима. Это кино, ориентированное на широкую публику, российские академики считают лучшим в нашей стране.
Если взять кинопремию Американской академии кинематографических искусств и наук «О́скар», то видно, что наши академики берут пример с нее. Там побеждают картины, которые за всю историю существования «Оскар» идут на стыке зрительского и авторского кино. А серьезные авторские картины, которые двигают мировой кинематограф вперед, остаются позади, попадая при этом на лучшие кинофестивали мира.
У нас премия «Золотой орел» соревнуется с первой национальной кинематографической премией страны – «Никой», которая появилась на 14 лет раньше, в 1987 году. Она отдает приоритет авторскому кино, в то время, как «Золотой орел» идет по-другому пути.
- Какие картины стали заметными в минувшем сезоне?
= Прежде всего, один из самых кассовых фильмов за всю историю российского кинопроката, который берет отсчет с 1991 года. Я говорю о картине «Движение вверх», а также о фильме «Лед» молодого режиссера Олега Трофима. Обе ленты являют собой качественный, но коммерческий продюсерский проект, удачно реализованный. Например, режиссер картины «Лед» – дебютант, 29-летний Олег Трофим, которым руководили продюсеры: ему дали возможность сесть в режиссерское кресло, но на определенных условиях. Он с ними справился, но диктат управления картиной и съемкой шел от продюсеров. И, по мнению академиков, это кино является одним из лучших. Конечно, эта картина богата на яркие актерские работы и вызвала истинные переживания, когда зритель окунулся в историю чемпионки - фигуристки, которая, получив травму, балансировала на грани жизни и смерти. Никто не думал, что она вернется в профессию. Но, благодаря усилиям ее молодого тренера в исполнении Александра Петрова, она встает на ноги и побеждает на Олимпийских играх. Насколько это реально - большой вопрос. Тем не менее, зрители приняли картину. А исполнительница главной роли Аглая Тарасова, дочь народной артистки России Ксении Раппопорт, получила первую крупную награду «Золотой орел» «За лучшую женскую роль в кино».
Аглая Тарасова
Хотя Александр Петров впервые за всю историю премии «Золотой орел» был номинирован дважды в номинации «За лучшую мужскую роль в кино», но награду вручили другому замечательному артисту Владимиру Машкову за роль баскетбольного тренера – прототипа Владимира Кондрашина в картине «Движение вверх» Антона Мегердичева. Этому режиссеру и его продюсерской команде во главе с Никитой Михалковым удалось в жанре спортивной тематики снять хорошее кино. Но исключительно в жанре, потому что, когда картина выходит за рамки жанра, тогда рождается великое кино.
- Ни картина «Движение вверх», ни «Лед» не получили награды.
= Главным сюрпризом этого наградного сезона и последних лет стало то, что победила малобюджетная картина, не вписывающаяся в рамки арт-мейнстрима. Это «Война Анны» Алексея Федорченко. Она получила российскую премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший игровой фильм». А ее режиссер удостоился награды «За лучшую режиссерскую работу». Интересно, что картина представляет на экране некий моноспектакль восьмилетней актрисы Марты Козловой, где показан ужас войны глазами ребенка. Эта серьезная тема не могла не воздействовать на академиков.
Алексей Федорченко
- Кто еще стал лауреатом «Золотого орла»?
= Лауреатом за «Лучшую женскую роль второго плана» стала Светлана Ходченкова за фильм режиссера Алексея Германа - младшего «Довлатов», который многие ругали и не приняли. Тем не менее, он был успешно показан в Берлине. При этом, мало кто отмечал работу сербского актера Милана Марича, исполнителя главной роли Довлатова. По мнению русских, он не очень походит на Довлатова. Однако Светлана Ходченкова, сыграв в картине главную роль, запомнилась зрителям.
Светлана Ходченкова
В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победителем стал исполнитель одной из главных ролей Кирилл Зайцев в фильме «Движение вверх». Он сыграл прототипа замечательного баскетболиста Сергея Белова, по одноименной книге которого снимался фильм.
Конечно, были и такие номинации, как «лучший монтаж фильма», «лучшая работа художника по костюмам», «лучшая работа художника-постановщика» и т.д., но я хотел бы коснуться телевизионной части награждения, поскольку этот сезон еще раз показал, насколько «большое кино» в кавычках переходит от широких экранов к телевидению. Правда, это происходит в формате телесериалов – 8, 10 тире 12 серий, в котором постановщики достигли в этом сезоне небывалых успехов. В частности, с большим успехом прошел восьмисерийный сатирико-драматический телесериал «Звоните ДиКаприо!» режиссера Жоры Крыжовникова, известного по фильму «Горько!» (2013), «Горько!2» (2014). Эта работа стала триумфом актерского мастерства Александра Петрова, Юлии Хлыниной, Андрея Бурковского, Юлии Александровой, супруги Жоры Крыжовникова и многих других. Но все-таки эта картина не была номинантом на «Золотой орел».
А сначала вспомним о картине «Аритмия», которую более года назад снял Борис Хлебников, и которая удивила и поразила академиков и любителей российского кино, получив «Гран-при на «Кинотавре»-2017. И спустя год этот режиссер снова удивляет своей работой, выпустив девятисерийный детективный телесериал «Обычная женщина», который попал в номинацию «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)». В главной роли в нем выступила Анна Михалкова, получившая приз «За лучшую женскую роль на телевидении». Актриса играет российскую женщину, скрывающую от всех, что она сутенерша. Не раскрывая сюжета, советую зрителям посмотреть эту картину, богатую на яркие актерские работы, в том числе молодой Александры Бортич, а также Аглаи Тарасовой. Там также снялась прекрасная Татьяна Догилева, которая в очередной раз возвращается на экран и побеждает в образе матери главного героя в исполнении Евгения Гришковца.
Однако в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)» победил не этот сериал, а восьмисерийный телефильм «Sпарта» режиссёра Егора Баранова. В 2018 году он оказался «на коне», сняв сразу три полнометражных фильма, включая: «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», продолжившие его мистический фильм «Гоголь. Начало» (2017). Во всех этих картинах играет Александр Петров, который получил «Золотой орёл» в категории «Лучшая мужская роль на телевидении» в фильме «Sпарта».
Ну, а «Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)» напомнил о том, что никогда не поздно вспомнить об отечественной литературной классике. Среди прочих в этом формате победила 24-х серийная картина классика отечественного кино Константина Худякова «Хождение по мукам». Там в главных ролях выступил прекрасный женский дуэт: Анна Чиповская (Дарья Булавина) и Юлия Снигирь (Екатерина Смоковникова).
Среди победителей «Золотого орла» оказался и «Лучший зарубежный фильм в российском прокате» - британско-американский драматический фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» режиссёра Мартина Макдонаха, соперником которого в этой номинации была оскароносная американская фэнтезийная мелодрама 2017 года режиссёра Гильермо дель Торо «Форма воды».
Ну, и, наконец, приз «За вклад в киноискусство» получил народный артист СССР Василий Лановой, отметивший ранее свой 85-летний юбилей. Здесь все справедливо, потому что это легенда, как советского театра, так и отечественного кинематографа, на фильмах которого воспитываются нынешние кинематографисты, двигающие сегодня отечественное кино вперед.
Василий Лановой
- Чем-то новым удивила эта церемония награждения победителей?
= Церемония стандартная, хотя она важна с точки зрения того, кто победил: какие фильмы, режиссеры и актеры. Ее может быть не стоит даже хвалить, потому что она должна всякий раз чем-то новым удивлять. Так же, как на спектакле или в кино, где первым делом надо удивлять зрителя.
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: