Владислав Любый: Мы профессионально подходим к расширению границы
Владислав, расскажите о созданной Вами компании "Театральное дело". Её миссия – расширение границ театра. Куда уж шире в современном мире шоу?
Если понимать расширение границ как их отмену, то есть, переход в пространство, где можно все и никаких запретов нет, то шире действительно уже некуда.
Мы занимаемся созданием новых, актуальных театральных форматов, профессионально подходим к расширению границ, соединяем два вселенные – классический театр и рок-культуру. Мы создаем рок-театр, в котором рок-музыканты становятся создателями, соавторами, исполнителями спектаклей.
Какой из проектов Театрального дела нравится Вам больше всего? А какие хотелось бы дополнить, улучшить?
Все проекты любимые, но по понятным причинам сейчас я больше всего увлечен «Моби Диком». Он рождается и этот восторг перекрывает все остальное.
Конечно, «ТОДД» – это наш фундамент, «нулевой километр» от которого начался этот большой и счастливый путь. Всегда есть стремление двигаться дальше и поэтому мы много размышляем над вопросом разнообразия наших проектов. Невозможно просто тиражировать уже достигнутый результат и успех, невозможно и неинтересно. Я неоднократно наблюдал, когда наши дорогие фанаты ТОДДа уходят после «Моби Дика» со словами: «Ну, это совсем не похоже на ТОДДа!». Да, друзья, это совсем не похоже! Это совершенно другое. Именно из этого разнообразия и создается наш рок-театр.
Вы поклонник рок-музыки? Почему Вы выбрали именно этот музыкальный жанр для новых постановок?
Да, но я поклонник именно русского рока потому, что мне очень важен текст. Кроме того, я увлечен речевым театром, где слово является главной составляющей. В «Моби Дике» это очень заметно. Мы большое внимание уделили текстам и драматических эпизодов и текстам рок-баллад. Именно поэтому «Моби Дик» – это рок-поэма. В этом мы видим высшее соединение музыки и поэзии текста.
Как Вы думаете, не теряется ли смысловая и чувственная составляющая спектаклей за увеличением количества спецэффектов?
Думаю, абсолютное большинство и режиссеров и продюсеров ответили бы на это вопрос примерно так - спецэффекты и вообще визуальная составляющая современного шоу, это просто веление времени и, даже, некий современный стандарт. Вопрос только в умении эти спецэффекты грамотно использовать. В случае с «Моби Диком» чувственная составляющая не только не теряется, но и усиливается многократно. Двадцать один музыкальный номер в спектакле будет сопровождать видеомейпинг. Зритель будет переключать внимание с одного на другой элемент шоу. Здесь спецэффекты станут нашим первым союзником. Но самое ценное для нас это та сложная общая эмоция, с которой человек уходит после спектакля. Ему не должно быть важно какими средствами театр этого достиг.
Есть ли у Вас кумиры в мире рок-опер? Подсматриваете ли Вы интересные детали, учитесь ли у таких монстров, как, например, рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда"?
Конечно! Я посмотрел все, что создано было в этом жанре за последние десятилетия – вживую или на видео. Все это в значительной степени сформировало мой взгляд и вкус. Важно, что мы всегда видим разницу между классической мюзикловой аудиторией и зрителями рок-опер. Между теми, кто испытывает потребность в простой лирической или романтической эмоции, и теми, кто готов затрачиваться на поиск смыслов.
Каждый новый проект для нас это путь познаний и открытий. Очень важно получать обратную связь, слышать мнение и профессионалов и зрителей.
Раньше многие инвесторы были готовы вкладывать деньги в культуру. Как обстоят дела со спонсорством в культуре сейчас? Чем привлекать инвестора?
Не могу отвечать за всю Одессу. Говорю только о себе. Нам не удается найти надежного партнера, будь то меценат, спонсор или инвестор. Многие друзья и болельщики помогают нам, но системной поддержки нет. Так что экспертом в этом вопросе я быть не могу. Скажу только, что в этом деле действуют какие-то особенные механизмы и подходы, и красота творческой идеи тут точно не при чем. Наши идеи нравятся многим, но поддержки найти пока не удалось.
Рок-мюзикл TODD быстро набрал популярность. Как Вы думаете, почему? Благодаря группе "Король и шут", играющей на сцене? Или это грамотное продвижение? По Вашим прогнозам, ожидает ли такая же популярность рок-поэму "Моби дик"?
«ТОДД» – творческий продукт. Но идея постановки спектакля с участием группы «Король и Шут», без ложной скромности, была идеальной продюсерской идеей. Это было очень точное попадание в целевую аудиторию, создание уникального творческого продукта, аналогичного которому на тот момент не было вообще. А дальше, нужно было всех заразить идеей – прежде всего самого Мишу Горшенева и его группу – и собрать команду, которая превратила бы исключительную идею в успешный творческий проект. И, поверьте, путь к успеху у «Тодда» был очень непростым. Ожидает ли такой успех спектакль «Моби Дик»? Я верю в это. Моби Дик сделан очень честно, и его идея такая же маркетингово удачная. И первая реакция зрителей, к слову сказать, показывает, что мы создали интересный проект. Остается только грамотно провести этот корабль через рифы и мели.
Почему именно история охоты за белым китом? Как появилась идея?
Это совпадение личного отношения к жизни и темы, заявленной в художественном произведении, в удивительном и необычном «Моби Дике» Германа Мелвилла. Я не знаю, откуда Мелвилл знал меня 170 лет назад, но написал он эту историю обо мне. И я бы сказал, что не я нашел тему, а тема нашла меня.
Много лет я искал возможность, а самое главное, способ постановки этого романа на театральной сцене. И когда литературная основа соединились с рок-музыкой, то постановка спектакля стала только делом времени. И вот, мы с вами обсуждаем уже реализованную идею.
Расскажите, пожалуйста, о создателях спектакля, как родились декорации, сценография, костюмы, музыка, тексты песен?
Моби Дик это в значительной мере моя авторская работа. Но не все в спектакле придумано и создано мною. Главным моим соратником, партнером и со-создателем Моби Дика конечно же является Денис Машаров – лидер группы «Театр Теней». С первого знакомства и до последнего момента мы создавали этот проект вместе. Иначе и быть не могло, поскольку идея рок-поэмы основана на создании особой музыкальной основы. И то, что сотворил Денис со своей командой, на мой взгляд, это и есть залог того, что спектакль состоялся. Конечно, Наталья Кочегарова – хореограф, человек фантастической трудоспособности, создавший всю танцевальную партитуру спектакля, «воспитавший» и закаливший для нашего непростого спектакля балетную группу. Режиссер спектакля - Нонна Малыгина, которая работала с актерами над драматическими отрывками. Необходимость понять, прожить, присвоить и перевести на театральные рельсы непростой материал романа Мелвилла было делом сложным и захватывающим. Художник по костюмам - Хетаг Цаболов. «Моби Дик» стал для него первой большой работой, дебютом. Было приятно, когда цеха хвалили его за профессионализм. Важнейший человек - технический директор Сергей Лычкатый. Без него сложные декорации к спектаклю никогда бы не обрели жизнь. Свет придуман художником Алексеем Наумовым. Я хотел бы иметь возможность поблагодарить каждого, но главное, что нужно сказать - проект создан именно командой. Конечно, главная инициатива и вся ответственность за результат на мне, но без моей команды ничего бы не получилось.
Какие проекты Вы сейчас ведете, какие у Вас в ближайших и более далеких планах?
Повторюсь, идей проектов у нас очень много. И, думаю, мы их постепенно осуществим. В ближайших планах - работа над детской рок-сказкой «Карлик Нос» и спектаклем «Жанна ДАрк». Идет работа над «Человеком, который смеется» и «Снегурочкой». В любом случае, это будут совершенно разные, непохожие один на другой спектакли. Мы хотим создать полноценный, творчески наполненный рок-театр. Будьте с нами, следите за нашими проектами, приходите на наши спектакли – получайте удовольствие и поводы для размышлений. Ждем вас!
Окультурить друзей: