Опера Генделя «Орландо» в театре Геликон-опера.
Награжденный Орденом Дружбы художественный руководитель Московского государственного детского музыкального театра имени Сац Георгий Исаакян (торжественная церемония прошла пару дней назад в Большом театре) в своей речи упомянул о скорой премьере в Геликоне и представил внука великого русского композитора Сергея Прокофьева – Габриэля Прокофьева и дирижера-постановщика Эндрю Лоуренс-Кинг.
И вот уже в одном из лучших театров страны собрали представителей СМИ, фотографов и телевидение на пресс-показ новой работы – оперы Генделя «Орландо, Орландо». Художественный руководитель театра Геликон-опера Дмитрий Бертман и творческий коллектив создателей во главе с Георгием Исаакяном провели импровизированную пресс-конференцию перед началом показа.
О том, как соединить техномузыку и барокко в одно целое, и главное – уговорить Дмитрия Бертмана, чтобы он разрешил поставить все это сцене Геликон-оперы, рассказал режиссер-постановщик спектакля Георгий Исаакян. По мнению режиссера, теракт (случившийся в одноименном городе США в 2016 году) и один из последних оперных шедевров Генделя «Орландо» действительно объединены.
Роланд (главный герой оперы Генделя - подросток, растущий среди людей, которые, как ему кажется, нисколько его не понимают) и Омар Матин (террорист - исламист, совершивший массовое убийство геев в баре Орландо) объединяет чуждость мира, в который они попали. И вот один из них «неистовствует», а другой стреляет по людям, но оба они «другие»…не такие как те, кто их окружает.
Действие оперы перенесено в наши дни и сильно сокращено по сравнению с оригиналом. У Исаакяна нет хора, только пять солистов, исполняющих хоровые номера из оратории «Израиль в Египте» Генделя. Современно выглядит и ди-джей Габриэль Прокофьев с техномузыкой, заполонившей сейчас все бары и средства прослушивания композиций. За оригинальность и «новизну» музыкальной части ответственен дирижер проекта — Эндрю Лоуренс-Кинг.
Декорации Хартмута Шоргхоффера представляют собой бар, квартиру, комнату Орландо, ну и тот самый ночной клуб. На сцене «возникает» куча мусора и ветки, неоновая подсветка и современные «плазмы». Окончание постановки - эффектное вращение круга, когда зритель видит сразу все помещения.
Техномузыка удачно сочетает партитуру Генделя с барной музыкой. Хоровые партии «вписаны» постановщиками в контекст современной трактовки эффектно и натуралистично. Оркестр и хор звучат великолепно. Музыканты талантливо создают убедительный звуковой образ. В опере «участвуют»: клавесин, теорба и специально привезенная барочная арфа. А исполнение артистами: Рустам Яваев, Юлия Щербакова, Александр Киселев, Ирина Рейнард, Елена Семенова – вообще за гранью описания.
Искушенный зритель, покидая зал Геликон-оперы точно задумается об одиночества человека и равнодушии окружающих его людей. И о том, кто же все - таки виноват в преступлении Орландо?
Сабадаш Владимир.
Фото – Владимир Голиков.
Окультурить друзей: