Плющенко «виноват», но он не «виноват»…
Закончившийся в Японии ЧМ по фигурному катанию в редакции «Советского спорта» прокомментировала трехкратная Олимпийская чемпионка Ирина Роднина.
Уютная, почти домашняя обстановка старейшей спортивной газеты России располагала к беседе, пусть и не совсем приятной. Знаменитая фигуристка, шикарно выглядящая и одарившая улыбкой каждого журналиста, присутствовавшего на пресс-конференции, откровенно прокомментировала выступления российских спортсменов в Стране восходящего солнца, критично высказалась о командном ЧМ стартующем через пару недель, поделилась своим мнением о шансах юниорок, перешедших во взрослое катание…
Являясь депутатом Государственной думы, Ирина Константиновна также говорила о стратегии государственной политики в области спорта и о том, как отражаются на российских спортсменах изменения политической обстановки. Но обо всем по порядку.
О выборе федерации.
- Все-таки я считаю, что федерация сделала очень тяжелый, но правильный выбор. И результаты это показали. Мы повезли на ЧМ девушку, которая проявила себя на чемпионате Европы, и двух девушек, которые известные и обожаемые. Жизнь показала, что они умеют собираться и соревноваться. Потому что все-таки на соревнованиях важна стабильность.
О соцсетях.
- Я уже стараюсь ничего особенно не писать, но тут Ира Слуцкая спросила: «Как вы считаете, правильно ли определен состав сборной на чемпионат мира?» И я написала в ответ только одну фразу. Что определять состав надо по спортивным результатам. Боже, что тут началось! Вы даже себе представить не можете. Я не написала ни имя, ни фамилию, а просто про спортивные результаты.
Об истерии вокруг фигурного катания - хорошо это или плохо.
- Конечно, хорошего. Истерия была и раньше. И болельщики были разные. Помню как 50 лет назад, когда мы с Алексеем Улановым выиграли первые чемпионаты Европы и мира, поехали в турне, в частности в Ленинград. Вы не представляете, что ощущаешь, когда в 10-тысячном зале выходишь выступать под топот своих коньков. Тишина! Когда все закончилось, я даже не переодеваясь побежала в автобус, села на последнее сиденье и погрузилась в свои мысли. Чувствую: что-то не то. Поворачиваюсь, а окно, рядом с которым я сидела, все заплевано. Это питерские бабушки, которые были без ума от Белоусовой и Протопопова, обиделись на меня за то, что я обыграла их кумиров. Так что: такое было всегда, просто сейчас с появлением интернета это усугубилось.
О «диванных» экспертах.
- Мне кажется, у нас появилось такое количество ценителей, великих диванных оценщиков, специалистов с телевизионным образованием, что я бы даже советовала девочкам в эту историю не ходить. Потому что это очень может тебя дезинформировать или сбить с толку.
О Москвиной.
- Конечно же, для меня самый важный вид — это парное катание. Безусловно, здорово, что сразу две наших пары оказались на пьедестале. Мы должны радоваться такому результату. Но больше всего меня радует тот факт, что к активной тренерской работе вернулась Тамара Москвина, ведь конкуренция внутри сборной способствует росту всех спортсменов.
О Евгении Тарасовой и Владимире Морозове.
- Ребята очень чисто и хорошо катаются, пара подобрана хорошо, но не хватает химии. Да, все честно, все технично, но складывается впечатление, что спортсмены до сих пор не нашли свой стиль и не понимают, какие им подходят программы. Сейчас все владеют тяжелыми элементами, поэтому основополагающим для победы становится именно художественная составляющая.
О конкуренции Загитовой с Медведевой.
- Когда они тренировались вместе, их это наоборот подогревало. Просто после Олимпиады многие спортсмены «западают». Раньше тоже такое случалось. Когда первые номера уходят — на первый план выходят вторые. Конкуренция девочкам помогала, но обе были в тяжелом физическом и эмоциональном состоянии. Особенно Женя. Она заранее шла в олимпийский сезон после травмы и понимала, что не сможет прыгать один из каскадов. Так что она заведомо ехала с упрощенной программой, и это знал тренерский состав. Так что я считаю, что это их просчет.
О Загитовой.
- Алина продемонстрировала стабильность, которой ей так не хватало весь год, и выдала в Японии очень серьезные программы. Она прошла непростой путь, ведь тяжело, будучи вторым номером сборной, вырываться вперед. Психологическая нагрузка колоссальная. Как участница десяти чемпионатов мира, я могу смело сказать, что ничто не сравнится с Олимпиадой. Это был серьезный удар по девочке, но она справилась. Выиграла честно и по правилам, смогла выстоять.
О Медведевой.
- Женя очень интересная личность. С четкой структурой мышления и правильной оценкой себя. У нее особенный подход к работе. Не просто спасибо тренеру за то, что меня вырастил. Нет. Она знает, что может дать наставнику и что — взять у него.
Об уходе Медведевой от Тутберидзе.
- Женя сделала очень непростой шаг после ОИ. Она не могла ежедневно тренироваться в тех условиях, которые сложились. Насколько он был правильным, частично мы получили ответ в этом сезоне. Такой результат впечатляет.
О своем уходе от Станислава Жука к Татьяне Тарасовой.
- Я знаю, что это такое. Тоже уходила от тренера. На ушах тогда стояла вся страна. Но когда я уходила, времена были другие. За нас решение принимал министр обороны. Сейчас же свободы выбора у спортсменов больше. К тому же я была старше, опытнее и взрослее… Но так или иначе, это катастрофа, колоссальный сдвиг во всей жизни. Считайте, что это болезнь, от которой каждый лечится по-своему.
О новом тренере Медведевой канадце Брайане Орсере.
- Была уверенна, что Орсер не будет ничего ломать в Жене. Я знаю его очень хорошо, в отличие от Тутберидзе, которую фактически не знаю совсем. Это тренер, который работает с состоявшимися спортсменами, теми, у кого в определенный момент начинается ломка и поиск стимула двигаться дальше. Увиденное на ЧМ доказало, что Женя - сумасшедший боец.
О наболевшем – мужском фигурном катании.
- Нашим мальчикам надо начать с головы. Фигурное катание — такой вид спорта, что даже с хорошим телом голова должна думать.
О роли Плющенко.
- Мне кажется, в свое время мы допустили ряд ошибок, которые сейчас дают свои плоды. Это в первую очередь связанно с непонятным статусом Плющенко в течение долгого времени. Мы его поднимали, при этом осаживали ребят, которые психологически были еще не очень готовы.
О новом лидере.
- Лидера и чемпиона надо растить. На сегодняшний момент, после ухода Плющенко, я не вижу ни одного мальчика с закалкой чемпиона. Да, они хорошие спортсмены. Технически подготовленные. Но видно, что победного духа нет. Это тяжело воспитать.
Об американце Натане Чэне.
- Он учится в Йельском университете! Это мечта любого успешного американца, и там точно не делают поблажек профессиональным спортсменам. Я работала с Мишель Кван и знаю, как ей было тяжело совмещать учебу и спорт. У нас же некоторые учились по 15 лет. Там ему таких преференций точно не дают. Возможно, именно учеба в столь серьезном университете позволяет ему кататься лучше. Он психологически раскован, ведь в его жизни, помимо фигурного катания, есть и более серьезные вещи.
Об участии юниорок в чемпионате России среди взрослых.
- Зачем мы туда допустили маленьких девочек? Пощекотать нервы взрослым? И будут ли они в 17 лет делать то, что делают в 13-14?
Об интересе.
- Если ты катаешься не интересно, то ничего и не получиться. Хочу видеть программу, исполнение и Спортсмена!
О Липницкой.
- Наверное, это прозвучит грубо, но ведь тренеры имеют очень скоропортящийся товар. Вспомните, пять лет назад вся страна с ума сходила от Липницкой. А мы сидели и думали: прыжочек низкий, фигурка худенькая, явно ничего не ест, начнет расти и что будет.
О предстоящем командном ЧМ в Японии.
- Это придуманная игрушка. И не о чем здесь говорить…
О спорте в целом.
- Беда нашего спорта – не очень четко ставим задачи. Нет понятия «Профессия», «Программа развития отрасли», «Тренерская этика»… Мы вспоминаем, что было раньше и это мешает идти вперед. Пока не придут новые специалисты – сложно…
Такая она – всенародно любимая, имеющая свое мнение и что самое важное – аргументирующая его, Ирина Роднина.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора.
Окультурить друзей: