Фонд Кузнецова презентовал книгу и выставку.
Государственный институт искусствоведения и Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова собрал представителей СМИ, фотографов и телевизионщиков на пресс-конференцию, посвященную научно-просветительской программе о выдающемся мастере русского художественного зарубежья, вновь открываемого ныне благодаря усилиям собирателей и исследователей искусства ХХ века.
Организация ведет свою деятельность в Москве с 2015 года. Представители фонда презентовали для прессы книгу «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» – первое издание о художнике на русском языке. В рамках презентации впервые в России показана экспозиция произведений Константина Кузнецова 1900–1930-х годов.
В презентации приняли участие: Наталия Сиповская (директор Государственного института искусствознания), Алексей Петухов (старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дмитрий Мордвинцев (руководитель студии графического дизайна ABCdesign), Константин Ещеркин (директор Фонда Константина Кузнецова), Екатерина Усова (автор исследования, заместитель директора Фонда Константина Кузнецова по научной работе) и другие спикеры.
Творчество Константина Кузнецова (1863–1936) принадлежит как отечественному, так и общеевропейскому контексту. Художник происходил из России, однако жил и работал в Париже, в центре артистической богемы, на Монпарнасе. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями В.В. Кандинского, В.Э. Борисова-Мусатова, М.Ф. Ларионова, А. Матисса, М. Дени, П. Боннара.
Он получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона, учителя А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога, Л. Анкетена, Э. Бернара, и добился признания в европейской выставочной среде. Он много писал, был обласкан французской критикой и публикой: один из немногих русских художников, он был принят в престижный салон Société Nationale des Beaux-Arts, ежегодно принимал участие в салоне Независимых и Осеннем салоне, являлся предметом пристального внимания известных критиков – Франсуа Тьебо-Сиссона, Роже Маркса, Гийома Аполлинера, Александра Бенуа.
Наследие Константина Кузнецова демонстрирует исключительную историческую ситуацию. Собрание художника начала прошлого века сохранилось в целостном виде – так, как если бы только что вышло из его мастерской. Причиной тому является уникальная судьба самого автора: Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать свои работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным галеристом Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович Кузнецов в 1936 году ушел из жизни, в его ателье на рю Буассонад в Париже остались почти все его картины.
Сегодня произведения Константина Кузнецова представлены в музеях мирового уровня: Музее Орсе и Музее Карнавале в Париже, в Музее изящных искусств Понт-Авена, Музее Эжена Будена в Онфлере, Музее изящных искусств Кемпера, Художественном музее Гааги, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. И лишь недавно уникальная коллекция работ художника вернулась в Россию.
Наследие мастера было открыто российскими искусствоведами во Франции, где оно хранилось у потомков художника. Собрание произведений, насчитывающее более 300 живописных и более 100 графических работ, в настоящее время передано Фонду Константина Кузнецова, созданному для сохранения и изучения его наследия. Организация основана коллекционером и предпринимателем Андреем Щербининым.
В настоящее время привезенные в Москву холсты исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов.
Сегодня произведения художника регулярно участвуют в музейных проектах во Франции, и, тем не менее, его имя остается мало знакомым российскому зрителю. По мнению представителей Фонда, для этого мастера, которого французы называли «одним из нас», настало время вернуться в контекст отечественного искусствознания.
Журналисты с большим интересом выслушали спикеров пресс-конференции, затем познакомились с представленными картинами, обсудили насущные вопросы и получили в подарок эксклюзивный каталог мастера кисти Константина Кузнецова.
Сабадаш Владимир.
Фотокорреспондент на презентации – Владимир Голиков.
Окультурить друзей: