Премьера спектакля «Последний срок» по Распутину во МХАТе.
ХХI век - эпоха компьютеризации и глобализации оставляет, сосем мало времени и пространства для человеческого общения. А уж вопросы познания и смыслов существования простого человека и вовсе уникальны.
Вернуть нас в мир человеческих страстей попытались накануне главного праздника россиян – Дня Победы, в театре МХАТ им. М. Горького. Новое руководство одного из старейших театров страны в лице Сергея Пускепалиса представило на суд зрителя премьеру спектакля «Последний срок» по инсценировке Распутина.
Классик русской литературы, Герой Социалистического Труда, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы» Валентин Григорьевич Распутин написал повесть о судьбе русской деревни в конце 70 - х. прошлого века. «Последний срок» - история о силе духа русской женщины, матери, которая способна победить даже смерть. Сытая жизнь героев, в которой нет места подвигу, лишает их полета и превращает в «прожигателей» жизни. Спектакль получился пророческой притчей о русском мире, в которой соседствуют слезы и юмор, потери и надежды, и главное – вера в человека.
«Бабка Анна такие рассказывает вещи, которые многим философам приходят в голову через пятнадцать-двадцать лет постоянных занятий философией. А «старуня» это выдает у нас, благодаря Валентину Григорьевичу, на раз», - говорит постановщик спектакля Сергей Пускепалис. И добавляет, что произведения Распутина «заставляют нас заново осмыслить нашу знаковость, «русскость», наши родовые приметы, позволяют увидеть, за чем и в чем спрятана настоящая жизнь».
Премьера собрала в Большом зале на Тверском бульваре многих известных людей, театральных критиков, представителей СМИ, а также полный зрительный зал любителей настоящей русской классики. Главная сцена превратилась в сказочный терем, в котором все сделано своими руками, с душой и для любимых людей. По сюжету, к матери, находящейся на смертном одре, приехали ее дети, которые давно с ней не живут и редко посещают. Старуха Анна, казалось бы, находящаяся уже между небом и землей, неожиданно становиться одной из главных участниц выяснения отношений между детьми и родственниками.
Дочь Люся - материалистка, размышления о душе и духе для нее чужды – она на отцовский стол ставит швейную машинку и начинает дошивать черное платье для похорон. Люся - горожанка, ради новой жизни принесла в жертву самое дорогое - любовь и сострадание. Сыновья Анны потеряли мужскую гордость и цель в жизни - они никто: не орлы, не воины и не главы семей, а тихие пьянчуги. Каждый из них понимает, что когда мать уйдет - они останутся сиротами, но никто не хочет уделить ей внимание, поговорить, поблагодарить за подаренную жизнь.
Каждый зритель в зале проецирует все на себя и сам себе задает вопросы: «А ценим ли мы своих матерей и отцов? Не поменяли ли мы духовность на деньги и блага? И главное - достойны ли мы жизни, которую нам подарили родители?»
А главная героиня понимает, что настал ее «последний срок», когда она может повидать любимых детей, а главное - младшую дочку Танчору, которая после своего отъезда никогда еще не возвращалась. Именно ради встречи с младшенькой Анна и «отсрочила» свой уход в мир иной, рассказывая детям о том, что Бог ей дал еще несколько дней, чтобы она пообщалась с ними.
Отдельных бурных оваций заполненного зала удостоилась подруга главной героини, которая постоянно спорит с Анной, ругается, но боится, что после смерти «заклятой подруги» останется в деревне совсем одна.
Талантливо, проникновенно и правдиво «деревенские» роли в постановке исполнили народный артист России Михаил Кабанов, заслуженные артисты России Ирина Фадина, Лидия Матасова и Сергей Галкин, Наталья Моргунова, Елена Коробейникова, Надежда Маркина, Юрий Болохов, Валентин Клементьев, Сергей Габриэлян, Арина Алексеева, Лариса Голубина, Андрей Зайков и другие.
Музыкальным сопровождением спектакля стало русское этническое хоровое пение, которое выступило «как бы отдельным героем» повествования. Художественным оформлением спектакля занимался художник-постановщик Эдуард Гизатуллин, который с исторической точностью передал деревенскую атмосферу семидесятых годов прошлого столетия через полотна, напоминающие лоскутное одеяло, заполняющие значительное пространство сцены.
Правду деревенской жизни наших родителей несуществующей ныне страны, восторженный зал встретил стоя. Спектакль затронул душу своей чистотой, искренностью и натуральностью и заставил сопереживать героям, а у некоторых зрителей даже «вышиб» слезу. Бурные овации, букеты цветов и крики «Браво» - как итог прекрасной премьеры во МХАТ имени Горького.
Но и последнее – слова постановщика спектакля Сергея Пускепалиса по поводу выбора материала. «Мне она понравилась своей искренностью, неподкупностью, поэтому я ее решил поставить на сцене», - объяснил свое решение режиссер касаемо повести «Последний срок», которую Валентин Распутин считал главной своей книгой.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора.
Окультурить друзей: