МХТ. М.А.Б. «Бег. Сны»
В день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова художественный руководитель МХТ имени Чехова Сергей Васильевич Женовач (родившийся также 15 мая) представил зрителю премьеру пьесы «Бег».
Чуть больше года назад на сборе труппы новый худрук легендарного театра Женовач напомнил, что Московский Художественный театр связан не только с именем Чехова, но и Булгакова. Именно поэтому первой премьерой нового руководителя и стал «Бег. Сны» по произведениям классика российской прозы.
Предпремьерный показ для прессы собрал внушительную аудиторию телевизионщиков, фотографов и журналистов. Три части постановки плюс общение с режиссером и исполнителем роли Хлудова – такое театральное «меню» было предложено представителям СМИ накануне, можно сказать «исторической», премьеры в театре Камергерского переулка.
Пьеса «Бег» была написана Булгаковым специально для мхатовской сцены в конце 1920-х. Но Сталин назвал ее антисоветской, несмотря на то, что Максим Горький отчаянно боролся за постановку произведения на сцене лучшего театра страны. «Бег» впервые был поставлен только после смерти вождя в 1957 году на сцене Сталинградского драматического театра имени Горького. И вот впервые замысел Булгакова воплощен в театре, для которого автор и писал пьесу.
Для самого худрука МХТ имени Чехова Михаил Афанасьевич является одним из любимых писателей. Женовач уже поставил спектакли по «Белой гвардии», по «Запискам покойника» и «Мастеру и Маргарите». Как и в пьесе «Бег», рассказывающей историю людей, живущих на сломе эпох, так и сейчас в театре – идет «притирка» нового руководителя с коллективом и артистами.
«Бег» - постановка масштабная: Россия, Париж, Стамбул. Но на сцене все происходит на перроне, придуманном Александром Боровским. Именно железнодорожный вокзал и является главным действующим «лицом» постановки. Перрон формирует и эстетику , и сценографию и главную метафору спектакля. Герои спектакля нигде не могут обрести себя, они просто бегут по кругу. «Тараканьи бега» из живых людей в одной из сцен – квинтэссенция постановки Женовача. В финале каждый из героев хочет забыть весь этот «бег» как страшный сон, но далеко не каждому это удается.
Виселица, которая становится распятием, прекращает этот «бег», в котором живые и мертвые на одной «платформе». Трагизм времени, перипетии жизни и несправедливость смерти с блеском воплощает великолепный актерский состав: Анатолий Белый, Ирина Пегова, Михаил Пореченков, Яна Гладких, Артем Быстров, Андрей Бурковский, Мария Карпова, Игорь Верник, Евгений Сытый и другие.
«И образ действия, и место действия – все перепутано в «Беге». В основном это платформа, на которой Хлудов творит свои бесчинства, на которой он находится. Это отправная точка. Это пространство - оно вертится, оно кружится, оно ломается и переворачивается… Это когда люди теряют корни, когда люди теряют прошлое, когда нет настоящего и нет будущего, и идет осмысление - ради чего жить, в чем искать опору в этой жизни. И каждый человек отвечает по-своему. Потому что жить без Отечества и без корней невозможно», - отметил режиссер Сергей Женовач на после просмотровом общении с прессой.
Образ Хлудова в исполнении Анатолия Белого – это и есть центр «бега по кругу». Он кричит, мечется, командует, плачет, покрывается испариной, шепчет, философствует, сходит с ума от безысходности и бессилия перед переворачивающимся миром.
«Тогда (в «Белой гвардии» Женовача по тому же Булгакову – прим. автора) мы говорили про общность людей, поставленных в невыносимые условия. И все репетиции были поставлены на то, чтобы создать ансамбль индивидуальностей. Здесь то же самое, но, как говорит мой персонаж, «каждый сам по себе, в рассыпную… кончено!» Речь идет об одиноких людях, которые волею судеб должны быть вместе», - объяснил свое видение постановки журналистам актер Анатолий Белый.
За два с половиной часа герои и зрители переживают слом эпохи, гениально описанный Мастером - Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, и воплощенный на сцене Сергеем Женовачом и его труппой.
Сабадаш Владимир.
Фотокорреспондент на пресс-показе – Владимир Голиков.
Окультурить друзей: