2019 год для народного артиста России Олега Погудина – юбилейный.
22 декабря 2018 года он отметил свое пятидесятилетие грандиозной премьерой, показав на сцене Государственного Кремлевского Дворца концерт - спектакль «Серебряный век».
О «Серебряном веке» и Серебряном веке, планах на будущее, «Синей птице» и многом другом с Олегом Погудиным беседует Анна Сокольская.
- Олег, я слежу за Вашим творчеством довольно давно, оно мне симпатично, профессионально интересно, но, честно, говоря, до 2016 года я смотрела на него с некоторой опаской. И объясню, почему. Ошеломляющий успех, постоянные аншлаги, стоячие овации, фантастическое количество цветов, которые когда-то по легендам видели у Козина после у возвращения из Магадана и пару раз у Каревой. В этой ситуации очень просто было бы остановиться на достигнутом. Но в 2016 году появился «Чайковский», который сразу захотелось назвать монооперой, потом в 2017 – «Трагический тенор эпохи», и когда казалось, что уже удивили, чем могли, появился «Серебряный век»…и вот я даже затрудняюсь в определении жанра…
- Как затрудняетесь? А кто будет нам, художникам, объяснять, что мы нарисовали?
- Вообще-то, считается, что проблема жанра – минное поле для критика, и кроме того, то, что Вы делаете, из каких-то узких рамок выламывается. Я до сих пор помню, как на «Чайковском» уже в 2017 году в один из моментов летали листы партитуры. В кино так наглядно и образно творческие процесс не у всех получается показать…
- Спасибо,…но вот если уж мы говорим о жанре, то давайте скажем, что всё началось именно с романса. Потому что каждый романс рассказывает какую-то историю. Пусть незатейливую, но очень тонкую и жизненную, берущую за живое. И поэтому каждый романс может быть не только спет. В принципе, там нет никаких немыслимых вокальных трудностей, но он может и должен быть сыгран, а если по-хорошему, то и прожит. Вот как у Шекспира есть сердцевина сердца, так, наверное, можно сказать, что романс в какой-то степени – театр театра. Там нет декораций, костюмов, грима – ты создаешь образы из ничего, ты маг и волшебник, как в песне Азнавура…
- Да, камерного певца отделяет от зрителя только тонкий слой пудры на лице. Бывает страшно?
- Ответственно. Но дело еще и в том, что все эти истории действительно складываются в какой-то узор, в какой-то спектакль…был поэтический театр Любимова, были эксперименты Марка Захарова,…вообще на театре много чего было. И да, конечно, хочется и крупных форм, и каких-то более развернутых высказываний. Да и вообще, как сказано в «Покровских воротах» - артист обязан переодеваться…
- И коль мы уж заговорили о природе театра, то вспомним, что Ваш дипломный спектакль назывался «Я – артист»…
- Совершенно верно. И мне в моём делании очень важна именно его театральная природа. Поэтому на концертах нет дамы-ведущей, объявляющей поставленным голосом: «Михаил Глинка. Слова Нестора Кукольника. Сомнение», свет устроен по театральному принципу, есть определенная внутренняя драматургия в расстановке песен. Ну а дальше, как у Пушкина – года к суровой прозе клонят, то есть к большой форме, к спектаклям…
- Олег прежде чем мы поговорим о «Серебряном веке» еще один вопрос о романсе. Насколько вам близок Ваш лирический герой?
- Вы знаете, я, возможно подсознательно, поскольку это было в ранней молодости, выбрал тот жанр, в котором зазор между мной реальным и моим лирическим героем минимален. Мне не бывает стыдно за то, что говорят и что делают мои лирические герои или, если угодно, персонажи в романсе, в итальянской песне, во французском шансоне, в песне греческой. Это всегда – честные чувства, чистые эмоции. В этих жанрах всегда есть любовь, есть сострадание. Есть милосердие…
- В «Серебряном веке» Вы удивили слушателей, отказавшись от концепции сольного концерта…
-…по целому списку причин. Во-первых, хотелось действительно нового и яркого спектакля. Во-вторых, сам Серебряный век – это время, в которое появилось огромное количество ярких даже блестящих личностей…они все интересны, но не все совпадают со мной по темпераменту, по вИдению…зачем профанировать и упрощать, если можно для создания художественной картины пригласить прекрасных артистов, близких мне по духу. Вот посмотрите, Владимир Кошевой - абсолютно артист «Серебряного века». Человек, который сыграл Феликса Юсупова, Николая Гумилева, Василия Каменского…
- Молодого Сталина…
- В том числе. А Александр Болдачев? Арфист, композитор, выходящий на сцену Гоголь-центра в «Поэме без героя»…Ну а если мы говорим о дуэтах с прекрасными певицами, так как без этого в посвященном Серебряному веку спектакле. Прекрасная дама – она оттуда. И Незнакомка тоже оттуда. И ангел вчерашний, вонзающий в сердце острый французский каблук…Поэтому и дуэты. В искусстве и в жизни есть вещи, которые не надо говорить одному…
- А еще Серебряный век - это и два великих поэта – Анна Ахматова и Марина Цветаева…
- Да! Именно поэтому женский голос в этом спектакле должен быть слышен. И он слышен.
- Вы с успехом показали «Серебряный век» уже в 20 городах страны, 1 июня у Вас спектакль в Берлине, а 19 июня в Санкт – Петербурге. И это фактически – премьера…
- Да. Это фактически премьера. Спектакль называется «Серебряный век. Вариации. Петербург». Город в какой-то степени станет одним из его героев, ведь Петербург Серебряного века - это миф, прекрасная и грустная легенда, но это еще и красота, мечта, поэзия…Я хочу пригласить туда жителей других городов – ведь кроме музыки поэзии, балета, вы еще увидите Петербург в белые ночи.
- А теперь немного о другом. Когда Вертинский был начинающим артистом и ему сказали, что в зале сидит Шаляпин, он от ужаса закрыл глаза и так и пропел с закрытыми глазами весь концерт. Недавно я видела такую же реакцию на Ваше присутствие в зале у одного молодого исполнителя. Тяжело быть мэтром?
- Это Вы на «Синюю птицу» намекаете?
- В том числе…
- Решать судьбы людей тяжело и ответственно. И я согласился участвовать в этом проекте именно потому что мы, в общем, никого не критикуем и никого не отсеиваем. Все, я подчеркиваю, все дети, участвующие в этом проекте, получают профессиональную помощь, организационную поддержку внимание и это очень важно. Мне вообще кажется, что людей надо критиковать очень осторожно, независимо от степени своих собственных успехов. Раздавать сверху вниз критику и советы – это не мое…
- Что Вас больше задевает: грубая критика или безудержная лесть?
- И то и другое находится вне профессионального поля, поэтому не задевает и не интересует.
- Чего нам ждать на Ваш день рождения 22 декабря 2019 года?
- Как всегда - концерта, пока не скажу, какого. Пусть это будет секретом…
- И поводом для новой встречи с читателями. Спасибо Вам большое.
Анна Сокольская.
Фото – из личного архива Олега Погудина.
Окультурить друзей: