2019 год для народного артиста России Олега Погудина – юбилейный.

Опубликовано 30.05.2019 в разделе Мир Музыки | Москва

 

22 декабря 2018 года он отметил свое пятидесятилетие грандиозной премьерой, показав на сцене Государственного Кремлевского Дворца  концерт - спектакль «Серебряный век». 


О «Серебряном веке»  и Серебряном веке, планах на будущее, «Синей птице»  и многом другом с Олегом Погудиным беседует Анна Сокольская. 

 

- Олег, я слежу за Вашим творчеством довольно давно, оно мне симпатично, профессионально интересно, но, честно, говоря, до 2016 года я смотрела на него с некоторой опаской. И объясню, почему. Ошеломляющий успех, постоянные аншлаги, стоячие овации, фантастическое количество цветов, которые когда-то по легендам видели у Козина после у возвращения из Магадана и пару раз у Каревой.  В этой ситуации очень просто было бы остановиться на достигнутом. Но в 2016 году появился «Чайковский», который сразу захотелось назвать монооперой, потом в 2017 – «Трагический тенор эпохи», и когда казалось, что уже удивили, чем могли, появился «Серебряный век»…и вот я даже затрудняюсь в определении жанра… 

 

- Как затрудняетесь? А кто будет нам, художникам, объяснять, что мы нарисовали? 

 

- Вообще-то, считается, что проблема жанра – минное поле для критика, и кроме того, то, что Вы делаете, из каких-то узких рамок выламывается. Я до сих пор помню, как на «Чайковском» уже в 2017 году в один из моментов летали листы партитуры. В кино так наглядно и образно творческие процесс не у всех получается показать… 

 

  - Спасибо,…но вот если уж мы говорим о жанре, то давайте скажем, что всё началось именно с романса. Потому что каждый романс рассказывает какую-то историю. Пусть незатейливую, но очень тонкую и жизненную, берущую за живое. И поэтому каждый романс может быть не только спет. В принципе, там нет никаких немыслимых вокальных трудностей, но он может и должен быть сыгран, а если по-хорошему, то и прожит. Вот как у Шекспира есть сердцевина сердца, так, наверное, можно сказать, что романс в какой-то степени – театр театра. Там нет декораций, костюмов, грима – ты создаешь образы из ничего, ты маг и волшебник, как в песне Азнавура 

 

- Да, камерного певца отделяет от зрителя только тонкий слой пудры на лице. Бывает страшно?     

 

- Ответственно. Но дело еще и в том, что все эти истории действительно складываются в какой-то узор, в какой-то спектакль…был поэтический театр Любимова, были эксперименты Марка Захарова,…вообще на театре много чего было. И да, конечно, хочется и крупных форм, и каких-то более развернутых высказываний. Да и вообще, как сказано в «Покровских воротах» - артист обязан переодеваться… 

 

- И коль мы уж заговорили о природе театра, то вспомним, что Ваш дипломный спектакль назывался «Я – артист»… 

 

- Совершенно верно. И мне в моём делании очень важна именно его театральная природа. Поэтому на концертах  нет дамы-ведущей, объявляющей поставленным голосом: «Михаил Глинка. Слова Нестора Кукольника. Сомнение», свет устроен по театральному принципу, есть определенная внутренняя драматургия в расстановке песен. Ну а дальше, как у Пушкина – года к суровой прозе клонят, то есть к большой форме, к спектаклям…   

 

- Олег прежде чем мы поговорим о «Серебряном веке» еще один вопрос о романсе. Насколько вам близок Ваш лирический герой? 

 

- Вы знаете, я, возможно подсознательно, поскольку это было в ранней молодости, выбрал тот жанр, в котором зазор между мной реальным и моим лирическим героем минимален. Мне не бывает стыдно за то, что говорят и что делают мои лирические герои или, если угодно, персонажи в романсе, в итальянской песне, во французском шансоне, в песне греческой. Это всегда – честные чувства, чистые эмоции. В этих жанрах всегда есть любовь, есть сострадание. Есть милосердие… 

 

- В «Серебряном веке» Вы удивили слушателей, отказавшись от концепции сольного концерта…      

 

-…по целому списку причин. Во-первых, хотелось действительно нового и яркого спектакля. Во-вторых, сам Серебряный век – это время, в которое появилось огромное количество ярких даже блестящих личностей…они все интересны, но не все совпадают со мной по темпераменту, по вИдению…зачем профанировать и упрощать, если можно для создания художественной картины пригласить прекрасных артистов, близких мне по духу. Вот посмотрите, Владимир Кошевой  - абсолютно артист «Серебряного века». Человек, который сыграл Феликса Юсупова, Николая Гумилева, Василия Каменского… 

 

- Молодого Сталина…   

 

- В том числе. А Александр Болдачев? Арфист, композитор, выходящий на сцену Гоголь-центра в «Поэме без героя»…Ну а если мы говорим о дуэтах с прекрасными певицами, так как без этого в посвященном Серебряному веку спектакле. Прекрасная дама – она оттуда. И Незнакомка тоже оттуда. И ангел вчерашний, вонзающий в сердце острый французский каблук…Поэтому и дуэты. В искусстве и в жизни есть вещи, которые не надо говорить одному… 

 

- А еще Серебряный век -  это и два великих поэта – Анна  Ахматова и Марина Цветаева…  

 

- Да! Именно поэтому женский голос в этом спектакле должен быть слышен. И он слышен. 

 

- Вы с успехом показали «Серебряный век» уже в 20 городах страны, 1 июня у Вас спектакль в Берлине, а 19 июня в Санкт – Петербурге. И это фактически – премьера… 

 

- Да. Это фактически премьера. Спектакль называется «Серебряный век. Вариации. Петербург». Город в какой-то степени станет одним из его героев, ведь Петербург Серебряного века - это миф, прекрасная и грустная легенда, но это еще и красота, мечта, поэзия…Я хочу пригласить туда жителей других городов – ведь кроме музыки поэзии, балета, вы еще увидите Петербург в белые ночи.  

 

- А теперь немного о другом. Когда Вертинский был начинающим артистом и ему сказали, что в зале сидит Шаляпин, он от ужаса закрыл глаза и так и пропел с закрытыми глазами весь концерт. Недавно я видела такую же реакцию на Ваше присутствие в зале у одного молодого исполнителя. Тяжело быть мэтром?   

 

- Это Вы на «Синюю птицу» намекаете? 

 

- В том числе… 

 

- Решать судьбы людей тяжело и ответственно. И я согласился участвовать в этом проекте именно потому что мы, в общем, никого не критикуем и никого не отсеиваем. Все, я подчеркиваю, все дети, участвующие в этом проекте, получают профессиональную помощь, организационную поддержку внимание и это очень важно. Мне вообще кажется, что людей надо критиковать очень осторожно, независимо от степени своих собственных успехов. Раздавать сверху вниз критику и советы – это не мое…  

 

- Что Вас больше задевает: грубая критика или безудержная лесть?  

 

- И то и другое находится вне профессионального поля, поэтому не задевает и не интересует. 

 

- Чего нам ждать на Ваш день рождения 22 декабря 2019 года?  

 

- Как всегда - концерта, пока не скажу, какого. Пусть это будет секретом… 

 

- И поводом для новой встречи с читателями. Спасибо Вам большое 

 

 

Анна Сокольская. 

 

 

Фото – из личного архива Олега Погудина. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники