"Я пришла к поэту в гости"
"Я пришла к поэту в гости", - так начала свой отзыв о концерте спектакле народного артиста России Олега Погудина "Серебряный век. Вариации.Петербург" одна из слушательниц.
И это действительно так.
"Улица корчится безъязыкая", - написал когда-то Маяковский. И оказался печально прав: канцеляриты, примитивизмы, шершавый язык плаката, то, что Ролан Барт называл "тоталитарной речью", искалечило родной язык до неузнаваемости.
Но остался один жанр искусства, в котором текст сохранился как самоценность.
И это не драматургия, не проза и не стихи. Это – русский романс. Тот самый, который ездили слушать Блок и Рахманинов, которым восхищался Станиславский, сокрушавшийся о том, что «король жестокого романса» Александр Давыдов умеет больше, чем его выпускники.
В этом жанре были и поэзконцерты Северянина, и печальные песенки Вертинского, создавшего свой театр без рампы и кулис.
И этом жанре уже тридцать лет работает народный артист России Олег Погудин говорящий о себе "я выхожу на сцену как поэт"..
И совершенно естественно, что начав с концертов русского романса, подготовив программы, посвященные Вертинскому и Окуджаве, Пушкину и Лермонтову, Некрасову, Чайковскому, французскому шансону ( в котором, так же как в русском романсе, текст первичен) он перешел к созданию крупных поэтических концертов-спектаклей, которые напоминают и театр Блока, и спектакли ранней Таганки.
В которых первично произнесенное и пропетое слово.
«Серебряный век», петербургская версия которого состоялась 19 июня в БКЗ "Октябрьский", в этом смысле один из самых интересных.
В этом спектакле сплелись вместе романсы того периода, стихи Александра Блока и Николая Гумилева, знаменитая "Темнеет дорога" Вертинского на слова Ахматовой (вызвавшая только споров в момент написания и ставшая безусловной классикой), арии из опер и оперетт.
Каждый зритель мог увидеть в этом спектакле разное - например, историю Георгия Иванова, превратившегося из неимоверно манерного юноши с челкой в большого русского поэта, булгаковский "Бег" - особенно во втором отделении, начавшемся с греческой песни, историю "бродяги и артиста" Александра Вертинского, и, конечно историю Николая Агнивцева - поэта неровного и не великого, но сумевшего остаться в перенасыщенном растворе русской поэзии своей книгой "Блистательный Санкт - Петербург". И главное - этот спектакль стал историей самого Санкт-Петербурга и объяснением городу в любви. Её отдельным выражением стали песочные пейзажи города, которые на глазах у зрителей создавали Марина и Ева Соснины.
В этот вечер на сцену вместе с Олегом Погудиным и его камерным ансамблем вышли прекрасные музыканты - пианист Олег Вайнштейн и арфист Александр Болдачев, актер Владимир Кошевой, а так же замечательные певицы и актрисы Екатерина Гусева, Манана Гогитидзе, Олеся Петрова и Оксана Шилова, балерина Ирина Кошелева.
Гостьи спектакля очаровали зал своей харизмой, вокальным блеском и актерской игрой, создав яркие и очень разные женские образы, которые напомнили нам о том, что Серебряный век - это век Незнакомки и Прекрасной дамы, это то время когда женщина становится не только объектом поклонения но и субъектом отношений, не только прекрасным творением, но и творцом.
Ведь именно Серебряный век подарил нам двух великих поэтов Анну Ахматову и Марину Цветаеву.
Концерт продолжался большее трех часов и все это время зал в тишине, прерываемой лишь аплодисментами и криками "браво", как бы это пафосно не звучало, внимал музыке и поэтическому слову.
Автор-Анна Сокольская
Окультурить друзей: