«Пер Гюнт» - первая работа Бутусова на посту главрежа.

Опубликовано 08.09.2019 в разделе В театр! | Москва

 

Театр «Вахтангова» стартует в новый, 99-й театральный сезон, уникальной постановкой Юрия Николаевича Бутусова. 


«Спектакль по знаменитой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена станет первой постановкой Юрия Бутусова на посту главного режиссера Театра имени Евгения Вахтангова. Написанный в 1867 году «Пер Гюнт» - одно из самых популярных произведений Ибсена, не похожее на другие его пьесы. Многоплановость композиции, а также переплетение гротеска, социальной сатиры, лирики, реалистических и фантастических элементов придают произведению художественный объем, но в то же время делают его очень сложным для постановки на драматической сцене. Верный себе, Юрий Бутусов вновь сочиняет на основе текста пьесы свой авторский мир - парадоксальный, абсурдистский и захватывающий», - представила спектакль журналистам накануне пресс-показа  пресс-атташе театра Елена Кузьмина. 

 

Как практически и во всех своих постановках, Юрий Бутусов «переосмысливает» с труппой спектакля неоднозначный текст Ибсена и создает свой мир -  интересный, противоречивый, захватывающий, порой непонятный, но живой.  

 

«"Пер Гюнт" почти невозможно прочитать: количество смыслов, событий, поворотов, мотивов, философии, загадок, мест действия   поражает. Написать такую пьесу в XIX веке, да и сейчас, мог только безумец... Совладать с этой глыбой, конечно, невозможно. Да и не нужно. Она живет сама по себе, как любая Великая книга. И иногда она находит тебя. Будущий спектакль – результат такой встречи, попытка прикоснуться», -  говорит о  постановке режиссер Юрий Бутусов.  

 

С сентября 2018 года  Бутусов – главный  режиссер Театра имени Вахтангова. В 2010 году он поставил здесь «Мера за меру» Шекспира, которая стала фаворитом на международном фестивале шекспировских пьес Globe to Globe в 2012 году, а в 2015 году – «Бег» в рамках фестиваля «Черешневый лес».   Еще до «Бега» Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» и Вахтанговский театр связывала давняя дружба. В 2011-м году главную награду фестиваля, премию имени Олега Янковского, получил Сергей Маковецкий за исполнение роли Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова в постановке Римаса Туминаса. В 2013 году черешневая ягода из муранского стекла была вручена режиссеру Вахтанговского театра Анжелике Холиной за спектакль «Анна Каренина», в 2014 году обладателем премии стал Виктор Сухоруков, блестяще сыгравший Авнера Розенталя в спектакле Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи» по роману Григория Кановича. И вот новая работа Бутусова уже в новом качестве, но снова в рамках мега популярного фестиваля «Черешневый лес». 

 

Главные роли  «Пер Гюнт» и Бутусов распределили так: Сергей Волков, Павел Попов, Яна Соболевская, Евгения Крегжде, Юрий Цокуров, Аделина Гизатуллина. Вместе с режиссером над спектаклем работают художники Максим Обрезков и Александр Барменков, художники по свету Александр Сиваев и Александр Матвеев, балетмейстер Николай Реутов, художник-гример Ольга Калявина. 

 

«Поиски самого себя, бесконечная всепоглощающая любовь, мир, раздавливающий человека, рвущий его в клочья, человеческий бунт против предназначения, романтический гимн всепобеждающей любвиВ общем-то, в этой пьесе есть все.  Совладать с этой глыбой, конечно, невозможно. Да и не нужно. Она живет сама по себе, как любая великая книга», - так характеризует свое видение спектакля  режиссер Бутусов.  

 

И только зритель сам для себя определяет, какая тема самая важная: отец - сын, отношения сына и матери, а может быть, тема бунта. А ведь есть еще и свобода, с ее границами, ответственность за себя и за то, что ты делаешь. Но важно понимать, что если ты совершил ошибку, ее всегда можно исправить. Человек человека всегда может простить, и только смерть невозвратная 

 

Топор, камни, ворона, пианино, телевизионные камеры, дождь, огонь и интер-актив – таков «Пер Гюнт» в постановке Бутусова и его команды.  

 

«Есть среди участников спектакля «Пер Гюнт» и новый вахтанговец. Это Сергей Волков», - представила пресс-атташе журналистам одного из главных участников спектакля на встрече после пресс-показа. Выпускник СПбГАТИ, он в 2014 году был принят в Студию при Театре им. Ленсовета, возглавляемого в тот период этим режиссером. Роль Бертольта Брехта в постановке «Кабаре Брехт» (2016) принесла молодому актеру Национальную театральную премию «Золотая маска». В январе 2019 года Сергей Волков принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Второй герой, воплощающий Пер Гюнта  – Павел Попов С  января 2018 года вошел в состав труппы Театра имени Евгения Вахтангова. Лауреат Театральной премии МК в категории «Начинающие» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за исполнение роли Тихона в спектакле «Гроза». 

 

«В этой истории актер должен прожить всю жизнь героя – от молодости до самой старости, поэтому у некоторых режиссеров в спектакле участвуют несколько артистов для разного возраста героя. У меня два Пер Гюнта, но они делятся не по возрасту, а по каким-то другим признакам, связанным с разными человеческими качествами», - говорит Бутусов о своих героях.  

 

Романтизма истории, представленной новым главрежем на исторической сцене Вахтанговского театра, добавляет пластичная и «воздушная» Яна Соболевская. После пресс-показа она о чем-то отчаянно «спорила» с Бутусовым, идя к журналистам. Возможно, это было такое эмоциональное обсуждение роли, а возможно актриса искала новые грани показа необычного спектакля.   

 

Наслоение тем, переплетение гротеска, социальной сатиры, лирики, реалистических и фантастических элементов, непередаваемая игра актеров – это то, что увидит каждый зритель, пришедший на премьерный спектакль 99-го сезона театра Вахтангова. 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – Илья Золкин. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники