Илья Золкин: «В спектакле «Дядя Ваня» каждый играет то, что привык играть…»
В канун официальной премьеры спектакля «Дядя Ваня» по А.П. Чехову в постановке французского режиссера Стефана Брауншвейга в Театре Наций, 11 сентября, на площадке его Нового пространства, состоялся пресс-завтрак для представителей СМИ. Он был посвящен открытию нового театрального сезона, в котором ожидается пять премьер на основной сцене, три на малой и более десяти событий в Новом пространстве Театра Наций.
По этому случаю на сцене зрительного зала, где проходила пресс-конференция с участием художественного руководителя театра, народного артиста России Евгения Миронова, его заместителя Романа Должанского, директора Театра Наций Марии Ревякиной, одного из лидеров современной европейской режиссуры, художественного руководителя парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга и др., установили два стола. На одном из них художник, режиссер, сценарист, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» 2013 года Ксения Перетрухина красиво выложила из красных яблок цифру 2019. А на другом столе цифру 2020. Это, естественно, означало, что мероприятие было посвящено открытию нового театрального сезона 2019/2020 гг.
Небезынтересно, что, по словам Евгения Миронова, смысловой мотив нового сезона – человек в эпоху глобальных потрясений. «Это… некая общая тема, над которой мы предлагаем подумать. Речь идет о разных эпохах и ракурсах, об исторических персонах и об обычных людях. Ставшие особенно актуальными экологические проблемы откликаются в «Дяде Ване», что заложено самим Чеховым».
Поскольку «Дядя Ваня» стал первой премьерой, открывающей сезон 2019/2020 на основной сцене Театра Наций, журналистам предоставили возможность посмотреть один отрывок из нового спектакля. Причем, сразу в двух вариантах, потому что главную роль Елены Андреевны, жены профессора Серебрякова, в спектакле поочередно играют две интересные актрисы, почти ровесницы: Юлия Пересильд и Елизавета Боярская. Другие роли в двух показах этого отрывка исполняли: Евгений Миронов (Войницкий), Виктор Вержбицкий (Серебряков), Анатолий Белый (Астров) А также Надежда Лумпова (Соня), Людмила Трошина (Войницкая Мария Васильевна) и Ирина Гордина (Марина).
Своими впечатлениями об увиденном отрывке поделился театральный обозреватель портала «Культура двух столиц» Илья Золкин.
= Стефан Брауншвейг, замечательный режиссер, но труппу театра он не очень знает. Поэтому возникает сомнение в том, что был проведен какой-то специальный кастинг на роли, как это периодически бывает в театре Наций. К примеру, в прошлом году, когда режиссер Александр Франдетти ставил «Стиляги», его проектная история подразумевала определенный кастинг. Правда, спектакль был музыкальный. А в «Дяде Ване», с одной стороны, настолько все по полочкам разложено, что возникает ощущение, что Евгений Миронов сам решал, кому кого играть.
При этом есть ощущение, что Юлия Пересильд, будучи не только актрисой, а, в первую очередь женщиной, хочет играть Елену Андреевну, как героиню-обольстительницу, которую хотят мужчины. Это важно. Как говорил народный артист СССР Василий Топорков, в первую очередь больше всего аплодисментов должны получать женщины-героини: их должны все хотеть; во вторую – актеры, комики с каскадом, потому что они дарят зрителям хорошее настроение.
Елена Андреевна – это роль на некое сопротивление и на слом, потому что темперамент никуда не скроешь. Вот выходит актриса: сначала первая – Елизавета Боярская; затем вторая. И видно, что внутренняя жизнь у персонажа, который играет Юлия Пересильд, совершенно иной. Хотя нам мало показали отставного профессора Александра Серебрякова в исполнении Виктора Вержбицкого, но, тем не менее, какие-то наметки можно себе представить. Но речь не о том: похож он или не похож.
В спектакле «Дядя Ваня» получается хороший актерский состав. Спектакль именно актерский, потому что в нем есть ансамблевость, что видно. Но, с другой стороны, к сожалению, пока не возникает актерского прорыва. Это плохо.
Правда, нам не показали весь спектакль, поэтому судить о нем до конца нельзя...
Дядя Ваня (Войницкий) – одна из лучших ролей мирового репертуара. Если Евгений Миронов, как большой артист, сыграл Иванова - программную роль в драматургии Чехова, то теперь у него появилась очередная программная роль. А когда-то он играл еще Треплева в «Чайке». А в 2003 году Лопахина в «Вишневом саде» в постановке Эймунтаса Някрошюса (антреприза Фонда Станиславского). Это все та линия, по которой ему суждено по судьбе сыграть таких героев. Думается, что он добротно сыграет дядю Ваню. И его возраст подходит к этой роли. Правда, дяде Ване было 48 лет, а Евгению Витальевичу уже 52, но разница не велика.
- Два слова о других персонажах.
= В роли бабушки, я имею в виду няньку Марину, нам показали второй состав, в котором ее играет Ирина Гордина, которая в прошлом служила в МХТ и, к сожалению, была уволена из театра в силу невостребованности. Но вот ее взяли в театр Наций, где это у нее вторая или третья роль. До этого она играла крошечный эпизод в «Иванове». Она выходит во втором составе, потому что в первом играет Нина Гуляева, которой просто много лет.
А мать играет замечательная актриса Людмила Трошина из Новосибирска. У нее сложился тесный творческий контакт с Евгением Мироновым. Она, действительно, серьезная, глубокая драматическая актриса с таким большим нервом, что присуще самому Евгению Витальевичу. Актриса не простая, в Москве пока еще, на самом деле, до конца не реализованная. Потому что есть у нее возможность играть таких героинь, как скажем, аля Изабель Юпер, то есть таких сложных, психически не очень устойчивых, а это всегда интересно. Но насколько это может проявиться в небольшой роли Марии Васильевны Войницкой, неизвестно.
- И о сценографии в спектакле «Дядя Ваня».
= Сценограф-постановщик этого спектакля сам режиссер Стефан Брауншвейг. На сцене не видно чеховской усадьбы как таковой. От этого впечатление, что все происходит где-то здесь и сейчас. И то, что на заднике сцены расположено красивое панно из хорошей настоящей природы, на первый план, само собой, выходит проблема истребления лесов. Это проблема экологии. И монолог Астрова о том, что истребляют леса, приобретает новую актуальность. Тем более, что достаточно убедительно работает на этот посыл актер Анатолий Белый.
P.S. Премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке Стефана Брауншвейга состоялась в рамках XIX Открытого Фестиваля Искусств «Черешневый лес» и при поддержке компании Bosco di Ciliegi. Спонсор спектакля Фонд Михаила Прохорова.
Окультурить друзей: