«Превращение» Кафки на Симоновской сцене.

Опубликовано 06.11.2019 в разделе В театр! | Москва

 

Философские притчи Франца Кафки очень тяжелы для восприятия, но профессионализм актеров Вахтанговского театра позволяет зрителю увидеть прочтение немецкого гения практически идеально. 


На Симоновской сцене приглашенный немецкий режиссер Йозуа Резинг поставил спектакль «Превращение» по одноименной повести Франца Кафки. Постановка создана в сотрудничестве с Немецким культурным центром имени Гете.  

 

«Франц Кафка - один из наиболее знаменитых в мире немецкоязычных писателей XX века, поэтому руководство Вахтанговского театра сочло логичным пригласить для постановки его новеллы «Превращение» режиссера из Германии, которым стал Йозуа Резинг», - сообщили о своем выборе режиссера в театре имени Вахтангова. 

 

«Превращение» сразу же стало занимать мысли режиссеров и артистов. Недаром во второй половине XX века и в наши дни то и дело появляются на театральных и киноафишах все новые и новые версии этой, вероятно, самой загадочной философской притчи современности. Свой вариант прочтения этой истории предлагает зрителям и Вахтанговский театр», - заявила пресс-атташе театра Елена Кузьмина. 

 

«Главный челлендж был играть с этим текстом и фантазировать на него, но не предавать его. Его всегда уважать и донести этот текст Кафки. Я отношусь к «Превращению» Франца Кафки как к чуду. Всякий раз, когда я его перечитываю, я нахожу нечто новое: новые детали, новые связи. Это притом, что я перечитывал его много раз, буквально водя пальцем от слова к слову!», - так кратко, но емко  режиссер спектакля охарактеризовал главную цель постановки притчи соотечественника.  

 

Зритель, пришедший в Вахтанговский театр,  следит на протяжении всей постановки за так называемым «хором Грегора», который спрашивает, отвечает, спорит, обвиняет, оправдывает, а главное  - живет! Но вряд ли, вышедший после спектакля, сможет четко ответить на вопрос, понял ли он  это произведение Кафки. И это главное, что останется после просмотра – мысли, чувства, вопросы. 

 

История мелкого коммивояжера, который неожиданно превращается в насекомое в вахтанговской версии разыгрывается пятью актерами,   каждый из которых играет сразу несколько ролей. 

 

Грегор Замза, однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, обнаружил, что превратился в огромное страшное насекомое. Главный герой Кафки  был обычным молодым человеком, живущим в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, где он был единственным сыном и потому испытывал повышенное чувство ответственности за благополучие близких. Обанкротившийся отец, мать с  приступами удушья, младшая сестра Грета, неплохо играющая  на скрипке – вот его семья.  Грегор устроился в одну торговую фирму и довольно скоро был повышен от мелкого служащего до коммивояжера. Он работал с огромным усердием, хотя место было неблагодарным. Его заработка хватало на то, чтобы снимать для семьи просторную квартиру, а его мысли занимал вопрос о консерватории для любимой сестры.  

 

Но жизнь превратила его гигантскую отвратительную  сороконожку. Поведение его родственников после сего события – это и есть главное  в данной постановке.  Автор обращает внимание  на бытовые мелочи, которые для героя вырастают в мучительные проблемы. И главные действующие лица спектакля по мере сил и возможностей пытаются решать возникшие проблемы.  

 

Для Грегора наступила приниженная монотонная жизнь в заточении, с которой он медленно свыкся. Пребывая в этом страшном новом обличье, Грегор остался тем же, кем был, — любящим сыном и братом, переживающим все семейные заботы и страдающим оттого, что внес в жизнь близких столько горя. Мать и отец первые две недели не могли заставить себя войти к нему в комнату. Только Грета, преодолевая страх, заходила сюда, чтобы быстро убраться или поставить миску с едой. «Огромное бурое пятно на цветастых обоях… это и есть Грегор» - вот во что превратился главный герой притчи Кафки.  

 

Постепенно сестра прекратила у него убираться -  все заросло паутиной и клейким веществом, истекавшим из лапок. Ни в чем не виноватый, но с омерзением отторгнутый самыми близкими людьми, страдающий от позора больше, чем от голода и ран, он замкнулся в жалком одиночестве, перебирая бессонными ночами всю свою прошлую немудреную жизнь. И та же любимая Грегором сестра однажды изрекла,  что дальше так жить нельзя, и отец подтвердил, что она «тысячу раз права». А на следующее утро родственники обнаружили Грегора мертвым: «Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит совсем-совсем дохлое. Все испытали нескрываемое облегчение. Мать, отец и Грета впервые за долгое время позволили себе прогулку за город. При этом родители, не сговариваясь, подумали о том, как, невзирая на все превратности, похорошела их дочь. 

 

В ролях: Анна Дубровская, Владислав Демченко, Василий Цыганцов, Ася Домская, Анастасия Жданова, Денис Бондаренко. Музыку написал немецкий композитор Тис Мюнтер. Сценографом выступил главный художник Театра имени Вахтангова Максим Обрезков. 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники