15 миллионов евро – и они видны в каждом кадре.
Именно сколько стоило производство самого масштабного проекта маститого режиссера Андрея Кончаловского «Грех». Еще бы – деньги Алишера Усманова (львиная часть бюджета картины) ушли на то, чтобы засыпать землей одну из площадей Флоренции (для правдоподобного изображения местности образца XVI века); воссоздать копию Сикстинской капеллы, свод которой был расписан Микеланджело; нанять каменотесов, потомки которых на протяжении уже нескольких столетий добывают самый лучший мрамор Италии; производить натуральные съемки в нескольких локациях этой средиземной страны; пошить уникальные костюмы эпохи Возрождения.
«Московская премьера, наверное, самая важная, которая может быть у российского режиссера. Она отличается от всех других премьер моих картин. Тут все мои друзья - и заклятые, и настоящие, и без них жизни нет - без московских критиков, любителей, друзей. Каждый раз премьера - это ощущение праздника, несмотря на то, что может быть полный провал. Это единственный момент славы для всех тех, кто отдавал свои силы и талант, служа идеи - и это самое главное, я бесконечно им благодарен», - сказал режиссер журналистам накануне премьеры в «Октябре».
Многолетний труд Андрея Кончаловского над фильмом о Микеланджело Буонарроти «Грех» никого не оставит равнодушным. Картина предлагает необычный взгляд на гения. Это не байопик и даже не историческая фреска - это, как и обещал режиссер, visione, его видение мира Возрождения, когда нежнейшие мраморные шедевры произрастали из житейской грязи в самом буквальном смысле слова.
Создатели «Греха» показали Италию эпохи Микеланджело во всей красе: натуральные съемки, тонущие во мраке кручи и пропасти, пейзажные тени, тщательная проработка полутонов, уникальные каменотесни. Зритель на два с лишнем часа погружается в своего рода симфонию бездн - и визуальных и эмоциональных. А поскольку персонажей много, локаций много, временные отрезки разные, но ничего и никто не выпадает из композиции кадра и времени.
Как это часто бывает у Кончаловского и его любимых итальянцев – фильм только выиграл от колоритной непрофессиональной массовки. Добытчики мрамора в Карраре – одни из главных героев картины. А актер-режиссер Альберто Тестоне, игравший в фильме у Пазолини, так передает образ, тело и душу Микеланджело Буонарроти, что невольно рождается вопрос: «А кто из российских актеров смог бы воплотить гения мировой скульптуры в историческом полотне Кончаловского?»
Где то на средине просмотра картины приходят ассоциации с «Андреем Рублевым» Тарковского, где Кончаловский был соавтором сценария. Только вместо знаменитого рублевского колокола в «Грехе» - огромная глыба белого мрамора для будущего шедевра.
Основные споры кинокритиков точно вызовет образ главного героя. Микеланджело - неопрятный, вздорный, мелочный, думающий только о деньгах непризнанный гений. Но по мере просмотра зритель просто не может не влюбиться в художника, ставшего мировым брендом. Главный герой «Греха» не только вырастает до образа почти трагического, раздираемого между земными амбициями и божественным предназначением гения, но и становиться почти «иконой».
И если это Италия эпохи Возрождения, то, как же без мистики: явившийся герою его кумир Данте Алигьери и предвидение смерти его патрона, папы Юлия II. А в реальном мире картины Микеланджело - алчный гений, обманным путем покупающий для отца дома во Флоренции, с противоречивыми попытками быть слугой двух господ. Кончаловский показывает главного героя, подверженного всем земным страстям и порокам от зависти и мелкого соперничества до ненасытного стяжательства. Так выстроены отношения между Микеланджело и Рафаэлем, между мастером и подмастерьями, между могущественными семьями Медичи и делла Ровере. Отдельный сюжет картины посвящен хлопотам главного героя по добыче каррарского мрамора, являющийся кульминацией картины.
С помощью фильма «Грех» режиссер пытается проникнуть в мир человека эпохи Возрождения, со всеми его предрассудками и верованиями, который борется с властными людьми своего времени, находится в конфликте со своей семьей и, в первую очередь, с самим собой. А кто из нас не находится в этом конфликте в 21 веке?
Фильм снят на итальянском языке и с участием итальянских актеров, хотя есть и Юлия Высоцкая в бессловесной эпизодической роли. В русском варианте картина идет с закадровым переводом.
Студия: Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств Jean Vigo Italia совместно с Rai Cinema. При поддержке: Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»; Министерство культуры РФ; Первый канал
Жанр: драма, биография, история. Режиссер: Андрей Кончаловский
Генеральный продюсер: Алишер Усманов
Продюсеры: Андрей Кончаловский, Эльда Ферри, Олеся Гидрат, Мауро Калеви, Паоло Дель Брокко
Автор сценария: Андрей Кончаловский, Елена Киселева. Оператор-постановщик: Александр Симонов. Художник-постановщик: Маурицио Сабатини. Художник по костюмам: Дмитрий Андреев. Аранжировка музыки: Эдуард Артемьев.
В ролях: Альберто Тестоне, Орсо Мария Гуэррини, Массимо Де Франкович, Глен Блэкхолл, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Антонио Гарджиуло, Федерико Ванни, Симон Тоффанин, Юлия Высоцкая.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора.
Окультурить друзей: