Островский шагает по театральным подмосткам Москвы.
Классика – это на века. И пускай молодые режиссеры и экспериментируют (с разной степенью успеха у зрителя) с нетленными произведениями, но пьесы, написанные два века назад продолжают оставаться современными и будоражить умы начинающих постановщиков и их маститых коллег.
После премьеры «Бесприданницы» Ксении Самодуровой буквально через несколько дней молодой режиссер Филипп Гуревич представил публике еще одного Островского – пьесу «Светит, да не греет» в театре Ермоловой.
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – известный русский писатель, драматург, основоположник современного русского театра. Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, - «Не в свои сани не садись» (закончена автором в 1852 г.), впервые поставленная в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 года. Более тридцати лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.
В основу пьесы Островского «Светит, да не греет» легла драма Н. Я. Соловьева «Разбитое счастье». Выбор пьесы Филиппом Гуревичем более чем великолепен. Что есть у нас сегодня более фантастичного и крутого, чем Александр Николаевич Островский? Сейчас его время - не обличительного, не сермяжного, не черно-белого, а вот такого - гротескного и очень доброго. Где все замешано на кураже и слезах и где есть «развернуться» и постановщику и актерам.
«Наш спектакль про двоемирие. Про то, что невозможно соединить два мира и, более того, очень глупо пытаться это сделать. Многие люди живут в своем изолированном пространстве как хотят, как удобно, как привыкли. Но беда в том, что тех, кто входит в этот мир из мира другого, совершенно не интересуют чужие жизненные законы. Но и Реневу, с другой стороны, никто не желает принимать такой, какая она есть. Пьеса просто пронизана эгоизмом, никто ни с кем и ни с чем не считается, все говорят только о себе и про себя, никто не хочет друг друга понимать. У каждого - только свои эгоистические мотивации, что в итоге приводит к разрушению мира, к трагедии. Правильно говорят что Островский - это русский Шекспир. Он потрясающий драматург, великий классик. Его пьесы всегда актуальны. В них бездна юмора, игровых ситуаций и очень много узнаваемого. В его пьесах - такие страсти, и так интересно в этом разбираться, интересно ставить про человека, про невозможность любить, которая есть в этой пьесе. И дело здесь именно в человеческих страстях, а не в деньгах, купцах и поместьях. Там люди абсолютно друг друга не щадят, как и в современной жизни. Поэтому Островский для нашего ожесточенного времени наиболее современен», - говорит о своей работе режиссер Филипп Гуревич.
В центре сюжета «Светит, да не греет» - опасная любовная игра, которую от скуки затевает богатая вдова. В спектакле великолепно проявили себя и порадовали публику Анастасия Альмухаметова, Дэниел Барнс, Анна Воркуева, Сергей Окунев, Екатерина Любимова, Егор Харламов, Маргарита Толстоганова и Станислав Раскачаев.
Старая усадьба, без особых декораций, но с неизменной люстрой, гидранты с водой, тележка «лужниковского челнока» 90-х, чугунная раковина вместо кувшина для умывания, «чай» в винных бокалах, толстые канаты… Вот таков современный Островский в транскрипции Гуревича. А дальше – любовный треугольник, страдания, мучения и трагедия. Актерская игра – вот на это можно и нужно смотреть. А радости и горести, любовь и предательство, смех и слезы, проблемы и пути их решения как были два века назад, так и в наше время существуют. И только зритель для себя решает: как жить, с кем жить и кому поклоняться – счастью или деньгам.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора.
Окультурить друзей: