Николай Коляда. «Баба Шанель». Театр Вахтангова.

Опубликовано 22.11.2019 в разделе В театр! | Москва

 

О том, что Коляда популярен у московских театралов уже давно известно. Но воочию в этом убедился  на пресс-показе спектакля «Баба Шанель» в театре Вахтангова. Театральные обозреватели и фотографы заполнили  зал, и началось ЧУДО! 


«Екатеринбуржец Николай Коляда в особом представлении не нуждается - он один из самых известных и признанных в мире современных российских драматургов. Его пьесы, которые он регулярно пишет, начиная с 1986 года, переведены на 15 языков, удостоены многих премий, участвовали в бесчисленном количестве фестивалей, проходивших в странах Европы, Азии, Америки, Австралии. Его пьесы идут в екатеринбургском «Коляда-театре», где их ставит сам автор, выступая в качестве режиссера. Они значатся и в афишах многих других сценических коллективов. Большой популярностью пользуется, в частности, пьеса «Баба Шанель», написанная в 2010 году в селе Логиново Свердловской области. Теперь именно с этой пьесой Коляда дебютирует в Театре Вахтангова», - сообщила журналистам  пресс-атташе театра Елена Кузьмина накануне показа. 

 

 «Еще в 90-х я на Свердловском телевидении вел авторскую программу «Черная касса» о творческих людях. При Кировском обществе инвалидов был ансамбль «Вдохновение», я послушал этих старушек и решил сделать про них передачу. С режиссером придумали название «Поющий автобус», в этот автобус загрузили наших нарядных бабушек, типа они оправляются на гастроли, а потом продолжили съемки дома у старосты ансамбля. Разговаривали, ели квашеную капусту и соленые помидоры. «Вот мы выходим на концерте, - сказала хозяйка, - люди смотрят на нас и думают, мол, надо же, такие убогие, а еще и поют». Эта фраза есть в моей пьесе. В самом деле, я видел, что им тяжело держаться на сцене, у кого проблемы с ногами, у кого с позвоночником, может, и поют неважно, но им нравится, что они при деле, что вместе. И передача получилась душевная, бабушки были довольны. А через много лет пересматривал запись, и вдруг понял, что почти никого уже из того ансамбля в живых не осталось, и подумал: зачем-то же они жили? Так и придумал «Бабу Шанель». Эта пьеса у меня в «Коляда-театре» в Екатеринбурге больше 10 лет идет, и хоть каждый день ее играй, будет аншлаг. В первом действии народ падает с кресел от хохота, а во втором зал заливается слезами, и сыграть его нужно так, чтобы зритель задумался: а над чем я, собственно, полчаса назад так смеялся?» - так говорит о своем детище автор и режиссер Николай Коляда. 

 

На сцене сервированный стол в советском ДК. Паркет из спектакля Любимова, дизайнерские сарафаны, живописные кокошники, огромный бюст Ленина, шикарное панно Обрезкова, на фоне которого и происходит ЧУДО – действо, которое заставляет, и плакать и смеяться, и петь и танцевать. За праздничным столом герои  встретились, чтобы отметить десятилетний юбилей своего ансамбля «Наитие». Пять  солисток, пять красавиц, пять бабушек – как пять пальцев  одной руки. И каждая по своему прекрасна: одна с расшатанными нервами, другая с патологией зрения, третья с  поэтическими навыками, четвертая -стряпуха, пятая-певунья  Но тут появляется шестая - Баба Шанель, решившая отодвинуть бабушек в закулисную темноту и погреться в лучах их славы. Что выберет худрук Сергей Сергеевич –  родной запах  нафталина, с которым уже десять лет, или новизну заграничного аромата? 

 

Спектакль «Баба Шанель» нужно идти смотреть не только из-за Николая Коляды, но главное – из-за  тончайшего истинного актерского мастерства прим театра Вахтангова и пронзительной  истории  о человеческом  одиночестве. 

 

Второй, не менее интересной,  частью пресс-показа стал разговор с создателем и постановщиком спектакля «Баба Шанель» Николаем Колядой.  

 

О пьесе. 

 

- Пьесу много ставят, потому что, думаю, она про людей и о старости, которая ждет нас всех, и о том, что старикам надо многое уметь прощать, жалеть их и терпеть. 

 

Об актрисах. 

 

- Я работаю с замечательными вахтанговскими актрисами старшего поколения. Я вижу как у них «горят глаза» на репетиции, с каким невероятным энтузиазмом они работают. Я влюбился в мой ансамбль «Наитие» и хочу подарить этим актрисам радость.  

 

О Кроке. 

 

- Полгода назад директор Театра Вахтангова Кирилл Крок позвонил в Екатеринбург режиссеру Николаю Коляде и предложил ему впервые поставить в этих стенах спектакль. Теперь шесть старейших актрис Театра Вахтангова выходят на Новую сцену в премьерной постановке Николая Коляды «Баба Шанель».  

 

О билетах. 

 

- Билеты на все ближайшие показы проданы. 

 

О репетициях. 

 

 

- На каждой репетиции новый для коллектива режиссер говорил: «Надо делать шоу!».  

 

О театре. 

 

- Для Николая Коляды театр -  это, прежде всего праздник. И таким отношением и подходом он заразил всех вахтанговцев. 

 

О жизни. 

 

- Я написал про них пьесу. Конечно, все выдумал, но что-то оттуда взял. Даже эти слова, которые они произносили у меня в телепередаче, «понимаете, люди думают, глядя на нас — какие убогие, а еще и поют». Это воспитательный эффект. Они произносили сами, они подшучивали, они при этом смеялись над собой, своими болезнями, им трудно стоять на сцене. Они были жизнерадостными. 

 

О любви. 

 

- Среди заслуженных артисток России, которые играют в спектакле, есть те, кому за 80. На сцене все - бойкие, энергичные, веселые. Каждая героиня влюблена в единственного мужчину коллектива - баяниста. 

 

О главном. 

 

- Хочу сделать такой спектакль, чтобы зрители много смеялись, а в финале вытирали бы слезы. 

 

О России. 

 

- Размышления о людях, их судьбе и одиночестве, о России -  уникальной земле, где, как процитировал Коляда Набокова, «выживает слабейший». 

 

Но, наверное, главные слова сказала заслуженная артистка России Элеонора Шашкова: «Радостно, потому что наше поколение, в том числе я, сидели очень долго без работы. Поэтому работа всегда радует. Она бодрит душу, заставляет смотреть на мир другими глазами, уже более радостными». 

 

«Баба Шанель» ждет зрителя, кто успеет купить билеты на Новой сцене Театра Вахтангова. Исполнителями ролей в разных составах выступают Елена Ивочкина, Ольга Чиповская, Агнесса Петерсон, Элеонора Шашкова, Ирина Дымченко, Светлана Иозефий, Елена Мельникова, Вера Новикова, Наталья Масич, Федор Воронцов, Андрей Зарецкий, Сергей Пинегин. Оформил спектакль главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков. 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора.  

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники