«На посадку» или «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Недавно на сцене Конгресс-центра Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова состоялась премьера сценической версии пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» под названием «На посадку» режиссера Леонида Трушкина, основателя и художественного руководителя негосударственного частного Театра Антона Чехова. В зале был аншлаг. В первых рядах сидели такие знаменитости, как Александр Жуков, Лео Бокерия, Марк Варшавер, Лев Ланцман и др., наблюдавшие около двух часов за необычно происходящим действием на сцене, в котором были заняты такие замечательные актеры, как: Иван Добронравов, Геннадий Хазанов, Дарья Повереннова, Галина Данилова и т.д.
Об особенностях постановки рассказывает один из первых ее зрителей, культурный обозреватель портала «Культура двух столиц» Илья Золкин.
= Спектакль в Театре Антона Чехова абсолютно убивает все аллюзии к пьесе. Здесь своя вольная история, основанная, естественно, на Островском. С одной стороны, «На посадку» - это метафора. Главный герой спектакля молодой человек Глумов вместе со своей мамой ожидает полета и засыпает. И ему снятся те персонажи, которых он увидел в аэропорту. В итоге получился вариант того, как текст великого драматурга сопряжен с днем сегодняшним.
Иногда Александра Николаевича упрекают в том, что он писал как бы комедии, а смотреть их не смешно. Но данная пьеса одна из немногих, в которой юмор лежит на поверхности и надо уметь доносить его с помощью серьезных режиссерских рук. И такой мастер комедийного жанра, как Леонид Трушкин, это делает сполна.
- Как долго шла подготовка спектакля?
= Подготовка к этому спектаклю Леонидом Трушкиным шла с конца прошлого сезона. Не просто подбирался актерский состав на разные роли. Например, в числе анонсированных в премьере несколько месяцев назад в роли Манефы была народная артистка России Ольга Волкова. Но она не дошла до конца репетиционного процесса, потому что Трушкин репетирует долго, внимательно и скрупулезно к деталям и выдержать его режиссерский темп не каждому актеру представляется возможным. К тому же Ольга Владимировна привела в этот спектакль молодого талантливого артиста на роль Глумова, который не смог репетировать с режиссером, поскольку он просил уделять ему много времени, а у того съемки. И в роли Мамаева Нил Федосеича должен был играть замечательный артист Вадим Андреев, который тоже по этой причине не выдержал длинный репетиционный период.
Так что в этом плане трудно живется Театру Антона Чехова, хотя в нем играют первоклассные артисты. И сам Трушкин, начиная с 1991 года, держит высокую марку одного из самых серьезных антрепризных агентств. В его театре на протяжении прошедших 28 лет играли такие артисты, как: Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Людмила Гурченко, Константин Райкин, Николай Волков, Евгений Евстигнеев, который, покинув Московский художественный театр из-за разногласий с Олегом Ефремовым, сыграл здесь одну из своих последних ролей - Фирса в спектакле «Вишневый сад» А.П. Чехова в постановке Леонида Трушкина.
Сегодня на сцены в Театре Антона Чехова выходят такие признанные мастера, как Федор Добронравов, Инга Оболдина, Любовь Тихомирова, Борис Дъяченко и многие другие. Около 15 лет продолжается сотрудничество Геннадия Хазанова с режиссером Трушкиным, который, кстати, открыл его для драматической сцены.
В замечательном спектакле «Птицы» по Аристофану в постановке режиссера Бориса Мильграма Хазанов попробовал доселе невиданную для себя не комическую роль в партнерстве с такими признанными мастерами сцены, как Вячеслав Войнаровский и Кахи Кавсадзе. До недавней поры Хазанова трудно было представить в драме или трагедии. Это устоявшееся представление о нем сломал режиссер Римас Туминас, пригласив его на роль Динкеля в спектакль «Фальшивая нота» Дидье Карона театра имени Евгения Вахтангова.
За эти годы Геннадий Викторович сумел разнообразить свое умение, как драматического актера. Хотя в спектакле «На посадку» в роли старика Крутицкого он впервые не солирует, а сдержанно работает в полифаническом ансамбле, держа свою партию на хорошем уровне, не выделяясь и не выходя за ее пределы.
Во втором составе в этом образе выступает Семен Фурман из Санкт-Петербурга, известный артист комедийного жанра.
Вообще ансамблевость – конек нового спектакля Леонида Трушкина, потому что на сцене - сплошь звезды. Даже потеря тех, кто отказался от участия в проекте по разным обстоятельствам, катастрофично не сказалась на постановке.
- Что скажете о других актерах, участвующих в ней?
= В роли Глумова выступает Иван Добронравов, сын ведущего актера Театра Антона Чехова, народного артиста России Федора Добронравова.
Трушкин, чувствуя тонко комедийный жанр пьесы и следуя своей сценической идее, появившейся у него, как у режиссера замечательного спектакля, смог подобрать нужных исполнителей. За исключением, может быть, Ивана Добронравова, который в комедийном жанре не так силен и от того чувствует себя немного скованно, хотя играет все равно достаточно точно. Остальные признанные мастера этого жанра понимают, что и как, и для чего они играют, что очень важно.
В образе мамы Егора Дмитрича Глумова выступает прекрасная актриса Российского академического молодежного театра Елена Галибина. Она свободна, легка, лукава и так безумно любит своего сына, что на многое готова ради него, хотя в то же время желает и себе не плохой жизни.
Роль Клеопатры Львовны Мамаевой играют в двух составах две очаровательные женщины: Дарья Повереннова и Светлана Тимофеева-Летуновская. Правда, сегодня образ Мамаевой с хорошими режиссерами (подчеркну это) омолаживается. Почему? Потому что в советское время эту роль играли женщины за 60. И тогда по сценарию не убедительными были слова Глумова, обращенные к ним: «Вы очень молодая женщина». Поэтому, может быть, резонно, что этот образ теперь играют артистки, в которых, что называется, «есть еще порох в пороховницах».
Если в спектакле Малого театра эту роль играет Ирина Муравьева, которой 70 лет, то здесь в этом образе предстает 47-летняя Дарья Повереннова. Да и Глумова чуть ли ни в премьерной постановке в Малом театре играл Виктор Иванович Коршунов, которому в то время было чуть более 50-ти. Сегодня представить в этом возрасте Глумова довольно сложно. Хотя в Малом театре его продолжает играть Александр Вершинин, которому за 50, в то время, как Ивану Добронравову, играющему роль Глумова в спектакле Театра Антона Чехова», всего 30. Важно, что в спектакле «На посадку» благодаря продолжительному по времени кастингу точно распределены все до одной роли, хотя, по правде, не все сразу складывалось. Но в итоге режиссеру удалось придти к общему знаменателю.
Роль Нила Федосеевича Мамаева сегодня исполняет замечательный артист Борис Дъяченко, который является талисманом Театра Антона Чехова, потому что давно сотрудничает с Леонидом Трушкиным. Этот режиссер видит в нем порой то, что искренне не замечают режиссеры Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, в котором он много лет служит.
Софью Игнатьевну Турусину играют две комедийные артистки, настоящие примы этого жанра. В том числе Ольга Хохлова, приехавшая несколько лет тому назад из провинции и завоевавшая всю Москву.
В премьерном спектакле эту роль играла замечательная актриса Галина Данилова, которая когда-то служила в театре «Сатирикон» под руководством Константина Райкина. Но тогда особой славы не снискала, а уже в середине нулевых, появившись на экранах страны в российском комедийном скетч-шоу «6 кадров», стала популярна и узнаваема. И сегодня она по-настоящему любима публикой.
Роль Ивана Ивановича Городулина, которого в последние годы часто стали изображать как человека неопределенных половых признаков (в этом спектакле-исключение), сыграл Борис Хвошнянский. В этом спектакле он существует на 100 процентов из 100 возможных, потому что действительно живет на сцене жизнью своего персонажа. Его роль отрепетирована и выстроена от начала до конца, и те сцены, в которых он принимает участие, наблюдать доставляет большое зрительское удовольствие.
- Насколько сегодня актуален материал Островского? Там же все про деньги…
= У Островского все пьесы про деньги, с которыми не может быть рядом настоящей любви. Поэтому в его произведениях они побеждают чаще. И не только у него. Они сегодня побеждают у большинства, слабо воспитанных и не очень разумных людей. Поэтому эта пьеса абсолютно попадает под сегодняшний день. Хотя, может быть, не современны имена. Например, сегодня не встретишь на улице человека с именем Нил Федосеич или Клеопатра Львовна. Но они все перенесены в современность. Не современными остаются, может быть, еще пара костюмов. Опять можно прицепиться к тому же Мамаеву: ну, не встретишь сегодня на улице человека одетого так. Почему это так решено? Не знаю. К режиссеру, пожалуйста. Но эти тонкости не влияют на качество спектакля. По крайней мере, критически не влияют.
Постскриптум. Нельзя не отметить некий тон, когда в разных театрах Москвы за три месяца с начала театрального сезона выходит четвертый спектакль по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Сначала Марк Розовский доверил своему опытному режиссеру – ветерану Аркадию Кацу сделать спектакль под названием «Мудрец» в театре «У Никитских ворот». Потом было замечательное возвращение в московскую театральную жизнь спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Олега Табакова, но в новой редакции Сергея Безрукова в Московском губернском театре, где сохранены полностью режиссерские идеи и стилистика Олега Павловича, те же костюмы, но только появились другие, более молодые артисты.
Ну, и совсем недавно вышел спектакль в театре под руководством Армена Джигарханяна, где режиссер Сергей Виноградов показал свою версию «На всякого мудреца довольно простоты». Правда, его художественная линия далека от идеала, и там есть еще что менять и развивать.
И, конечно, спектакль «На посадку» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Леонида Трушкина. Это название означает то, что ты сначала взлетаешь, потом падаешь. А затем опять поднимаешься. Это – жизнь! Поэтому название спектакля можно считать точным и оправданным…
Беседу вела Алла Буловинова
Фото c официального сайта Театра Антона Чехова
Окультурить друзей: