В МОСКВЕ ПОБЫВАЛ ТЕАТР ЭСТРАДЫ ИЗ ПИТЕРА
Питерский Театр эстрады им. Аркадия Райкина п/р Юрия Гальцева был в Москве всего три дня и оставил о себе самые разные впечатления.
Если представить эти три вечера в театре «Эрмитаж», где гостил питерский коллектив, в виде пьедестала почёта, то первое место я бы отдала спектаклю «Конопатая девчонка», где главную роль сыграл сам Юрий Гальцев, выступивший автором текстов вместе с Евгением Агабековым и Анной Смольяковой. Этого талантливого артиста я видела много раз по ТВ и в роликах на «YouTube». Но его автобиографический спектакль (он утверждает, что все истории произошли с ним в жизни) произвёл на меня сильное впечатление, отличное от экранного образа. Я впервые увидела его в таких разных ипостасях - лирика и комика в одном флаконе. Он сыграл по сути самого себя, то есть артиста, застрявшего в аэропорту вымышленного города Скипидарска. И он как бы невольно рассказал о том, как встречал в жизни разных людей, по ходу перевоплощаясь в них не только с помощью головных уборов и париков, но и благодаря богатой мимике и умению изображать интересных и в чём-то смешных типов. Он рассказал о детстве, школьных друзьях, первой любви и родителях девочки, которые выгнали Юру из дома при первом знакомстве, о своём отце и о своей мечте стать артистом.
Худрук питерского театра эстрады со своей блистательной командой – музыкантами ВИА «Крылья» помимо весёлых и грустных рассказов ещё и исполнял самые разные песни, среди которых было много популярных и узнаваемых всеми. «Ни минуты покоя» не давал нам маэстро, если процитировать припев одной из них. Зрители то смеялись, то, замерев, слушали трогательные истории. А в финале Юрий Гальцев и музыканты группы «Крылья» подходили к дамам из зала и кружились с ними в танце. Ну, а обворожительные актрисы, исполнявшие стюардесс, каждая из которых обладает неповторимой изюминкой, приглашали мужчин на белый танец. Кстати пришлась и песня «Стюардесса по имени Жанна» про ангела или, как её называл герой фильма «Ещё раз про любовь», Святая Бонэтта. Ведь действие происходит в аэропорту! Хороший вечер в центре Москвы с хорошим юмором без пошлости – что может быть лучше?!
Второе место пьедестала, несомненно, занимает «Шоу для настоящих леди» по Алену Вернье, режиссёр Владимир Глазков (он же сыграл одну из ролей). Эта музыкальная комедия с переодеванием двух мужчин в женщин во многом напоминает фильм «В джазе только девушки», только в Театре эстрады им. Аркадия Райкина это не джазовые музыканты, а актёры, которые ищут работу, удачно её находят и даже принимают участие в предвыборной кампании сенатора Бэна Брауна. Здесь самая привлекательная девушка Куколка (а не Душечка), преследуют главных героев не мафиозники, а члены Ку-клукс-клана, которые приняли белокожих мужчин в чулке на голове за негров. Для меня осталось неясным, почему же ку-клукс-клановцы продолжили преследовать Майкла и Пола, если недоразумение прояснилось. Тем не менее, при минимальных неувязках и небольшой затянутости спектакль смотрится так же легко, как носят туфли на каблуках актёры Илья Архипов и Алексей Янко. Они настолько вживаются в образы, что порой забываешь, что это мужчины. Отмечу, что здесь нет пошлого комикования и вульгарного передразнивания женщин, что встречается, например, в одном маленьком театре на Западе Москвы. Всё на высоком уровне: потрясающая пластика, изящные линии, в их лицах есть тот процент женственности или «нежных» черт, что необходимы для перевоплощения героя-мужчины в лицо противоположного пола. А Полина (он же Пол) в исполнении Алексея Янко даже чем-то похожа на актрису Анну Михалкову в юности – уж ей-то женственности не занимать.
Одной из самых ярких актрис во всех трёх спектаклях была Алёна Кухоткина, под силу которой, кажется, сыграть любую роль – и лирическую официантку из кафе в аэропорту, и деревенскую девушку, и экстравагантную хозяйку шоу Бланш в «Шоу для настоящих леди». Эта яркая характерная актриса отличается от других не только высоким ростом, но и умением рассмешить, перевоплотиться из одной героини в другую, затронув сердца зрителей.
Что же касается спектакля «Шуры-муры», мне он понравился меньше двух других. Может быть, потому что это слишком серьёзная проза для такого театра. И Владимир Глазков, которого считают хорошим комедийным режиссёром, взявшийся поставить рассказы Василия Шукшина, на мой взгляд, не всегда понимает, о чём они. Хотя это главный вопрос, на который должен ответить режиссёр. Почему-то все женщины в деревне страшные и неуклюжие, да ещё в колготках, которые они почему-то не сумели до конца натянуть, и те болтаются, как удочка на полметра от стопы, когда они снимают сапоги. Или, например, в миниатюре «Три грации» с тремя несуразными девушками в резиновых сапогах тусуется не менее несуразный дед, который ходит, согнувшись в три погибели, и якобы плохо слышит. То есть упор сделан на неуклюжесть деревенских жителей, их невероятную странность, неумение одеваться и вести себя, что воспринимается не как милая шутка, а как откровенное и довольно грубое высмеивание деревни и её моральное уничтожение. А она и без того уже, можно сказать, загнулась. Но, как известно, Василий Шукшин любил деревню, те места, где родился и вырос, и в его порой шутливых рассказах чувствуется эта любовь.
Одними из наиболее удачных инсценировок получились, на мой взгляд, несколько шукшинских рассказов. Это «Кукушкины слёзки» - о знакомстве парня и девушки, которые интересно взаимодействуют с залом при помощи верёвки или цветка. «Упорный», где артист Дмитрий Енин выполняет чуть ли не цирковой трюк на равновесие, выстраивая сложную конструкцию в погоне за изобретением вечного двигателя. И, конечно, «В сельском клубе», где заведующего этим самым клубом замечательно сыграл артист Илья Архипов, тот, что перевоплотился из Майкла в Оливию в «Шоу для настоящих леди», а Алексей Шильников ярко и точно сыграл известного когда-то певца Дина Рида, изрядно подняв публике настроение.
Полина Шорохова
Окультурить друзей: