«Город завтрашнего дня» в Новой Третьяковке.

Опубликовано 21.12.2019 в разделе Искусство | Москва

 

Как сказал один главный редактор популярного интернет-портала: « В Москве ежедневно более 400 мероприятий.  Главное – правильно выбрать!» Передвижная выставка Гете-Института «Город завтрашнего дня», посвященная  архитектуре советского модернизма – это правильный выбор. 


И даже если вы не совсем отличаете модерн и модернизм – это не страшно, в Новой Третьяковке на Крымском валу на это точно никто не обратит внимания. Изящный и вычурный – это  модерн, а  мрачный и серый – это советский модернизм. «На вкус и цвет…», - как говорится, но почему-то модерн вызывает восторг, а объекты  модернизма или разрушают, или они сами гибнут. «Нужно иметь определенным образом воспитанный вкус, чтобы понимать, в чем прелесть этой эстетики советского модернизма», - писала  архитектор и москвовед Александра Петрова. Но, к сожалению, к мнению профессионала мало прислушиваются и зданий советского модернизма становиться все меньше и меньше. 

 

Потому Гете-институт и подготовил выставку «Город завтрашнего дня», посвященную наследию советского модернизма, которая открылась в залах Новой Третьяковки при большом скоплении профессионалов, ценителей, гостей и представителей СМИ. «Основное внимание создатели выставки уделяют развитию модернистской советской архитектуры и ее нынешнему наследию; она знакомит зрителей со всеми представителями модернизма, местными вариантами и неизвестными шедеврами», - говориться в пресс-релизе выставки. 

 

Московские образцы стиля  здесь соседствуют со зданиями из других городов бывшего СССР, от российской Тюмени до Еревана. Выставка станет передвижной и международной — ее маршрут пройдет через Ереван, Минск, Новосибирск, Киев и Тбилиси. В каждом городе будет сделан акцент на местных образцах модернистской архитектуры, из архивов будут подняты уникальные экспонаты. Общественные здания и жилые кварталы, дома пионеров и художников, дворцы бракосочетания и гостиницы -  история и наследие советской архитектуры и градостроительства формировали облик городов бывшего СССР. Архитектура советского модернизма второй половины ХХ века демонстрирует тесную связь с авангардом 1920-х годов, прежде всего с традициями Баухауса и ВХУТЕМАСа. Свыше 600 признанных шедевров и малоизвестных памятников архитектуры России и бывших советских республик представлено в виде фотографий, моделей, планов, фрагментов кинофильмов из более чем 70 архивов.  

 

Большинство утопических проектов советской эпохи сохранилось лишь во фрагментарном виде. Многие структуры, формы и идеологические предложения модернизма исчезли либо потеряли свою актуальность. Тем не менее, архитектурные концепции и отдельные здания советской эпохи по-прежнему формируют облик городов бывшего СССР, и новое поколение архитекторов, активистов и исследователей городской среды сейчас выступает за их сохранение и переоценку.  

 

Выставка в Москве представляет не только «тематические станции», каждая из которых посвящена определенному аспекту «Города завтрашнего дня», но и произведения современных художников разных поколений. Среди них как исторические проекты Вадима Космачева и Елены Коневой, участвовавших в 1970-х в формировании пространства советских городов, так и знаковые работы Юрия Аввакумова, соединяющие утопию с реальностью, и «притворяющиеся» геометрической абстракцией картины Алены Кирцовой. Документальные и биографические повествования Татьяны Эфрусси, Марины Напрушкиной и Анны Ермолаевой представлены рядом с кинематографическими фантазиями Деймантаса Наркявичуса и Йозефа Дабернига, разворачивающимися на фоне естественных архитектурных декораций. Пространству обитания советского человека посвящены работы Ольги Чернышевой, Александры Паперно и новый проект Михаила Толмачева. А созданные специально для выставки инсталляции Ирины Кориной и Дмитрия Гутова «изымают» и трансформируют фрагменты самого здания Третьяковской галереи на Крымском Валу -  одного из героев выставки «Город завтрашнего дня».  

 

Проект стал результатом исследования международной команды кураторов: историка архитектуры, президента AICA-Армения Рубена Аревшатяна, сотрудницы MOMAв Нью-Йорке Анны Кац и Георга Шельхаммера, основателя и редактора австрийского журнала современного искусства Springerin Координаторы проекта: Астрид Веге, Иван Успенский. Дизайн экспозиции: Future Anecdotes, Стамбул. Консультанты проекта: Марк Акопян, Николай Ерофеев, Дмитрий Задорин, Ольга Казакова, Антон Карманов, Борис Чухович, Татьяна Эфрусси. Организаторы выражают благодарность АО «Газпромбанк» за предоставленные произведения Александры Паперно. 

 

Учитывая длину новогодних каникул – выставка «Города завтрашнего дня» точно должна попасть в список обязательных мест для посещения всей семьей не только для москвичей, но и для гостей столицы. 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора. 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники