Первый Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.
«Вас, человека, наделенного редким талантом и тонким эстетическим вкусом, знают и любят как выдающегося альтиста и дирижера. Ваша жизнь не просто наполнена классической музыкой, она представляет собой яркий образец преданного служения высокому искусству», - говорится в поздравительной телеграмме Министра культуры РФ. И под этими словами может подписаться практически каждый житель Земли. Ведь МАЭСТРО Башмета знают даже в самом отдаленном уголке планеты.
В день рождения Мэтра мировой сцены, 24 января 2020 года, в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся грандиозный Гала-концерт «Арт-манифест Юрия Башмета», который дал старт первому Зимнему международному фестивалю.
В отличие от Зимнего фестиваля искусств в Сочи, где главная сцена - это Зимний театр, в Москве мероприятия пройдут сразу на восьми площадках города. На столичном смотре состоятся три мировых премьеры. Хоровая опера Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» прозвучит 7 февраля в «Филармонии-2». Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра Валерия Воронова и пьеса для альта и симфонического оркестра Кузьмы Бодрова войдут в программу финального концерта 10 февраля в Большом зале консерватории. В афише фестиваля театральные работы Башмета: «Евгений Онегин» (28 января) при участии Ольги Литвиновой и Константина Хабенского, «Не покидай свою планету» (31 января и 1 февраля) - также с Хабенским, «Фантастическая Кармен» (4 февраля) с Евгением Стычкиным, Михаилом Трухиным и Ольгой Ломоносовой, «Ван Гог. Письма к брату» (8 февраля) с Евгением Мироновым. Тридцатого января Камерный ансамбль «Солисты Москвы» исполнит шесть Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха, а 3 февраля в Концертном зале им. Чайковского будет представлен международный этнический оперный проект.
В фойе предпраздничная суета. Слушатели обсуждают новые проекты Башмета и конечно- же новые назначения в правительстве. «Свежеиспеченный» министр культуры Ольга Любимова лично приехала поздравить выдающегося деятеля культуры мирового уровня. Многие гости с огромными букетами цветов и подарками для 67-ми летнего Юрия Абрамовича.
«Будут премьеры, уважение к интеллекту и душе слушателя, полное отрицание любой спекуляции и внешних эффектов в исполнительстве», - отметил Башмет. По словам маэстро, отмечать день рождения на сцене стало для него традицией. «С детства для меня существует два праздника: день рождения и Новый год. Какой-то раз я не оказался на сцене в день рождения, и мне было очень грустно», - поделился Мастер с журналистами накануне премьеры в Зале Чайковского.
На сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского выступили государственный симфонический оркестр «Новая Россия», камерный ансамбль «Солисты Москвы», артисты Государственной академической хоровой капеллы России имени Юрлова. Солировал сам Юрий Башмет, дирижером выступил Александр Сладковский. Праздничная программа – «Арт-манифест» - это соединение в одном концерте и арий, и балета, и оперы, и соло и конечно-же посвящений Маэстро.
«Арт-манифест Юрия Башмета» в первом отделении очаровывал публику: «Фанфары», «Парад» и «Прощание» из цикла «Озарения» Бриттена, «Я потерян для мира» из цикла песен Малера, «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса. Зал буквально «рыдал» от восторга, букеты соревновались в красоте и величии, а зрители в децибелах оваций.
Во втором отделении - «Стикс» Гии Канчели, это посвящение Юрию Башмету. Это то, что практически не поддается описанию. Потеря людей, дорогих сердцу, не только повергает в глубокую печаль – у людей талантливых и творческих она порождает стремление излить свою душевную боль в творениях, которые и на протяжении многих лет будут трогать людские души. Именно так родился концерт для альта, хора и оркестра. «Стикс» - неотъемлемая часть репертуара Юрия Башмета. Но после ухода из жизни Гии Канчели Маэстро исполнил его впервые.
Уникальные декорации, хор на балконах Зала Чайковского и проникновенный талант, как виновника торжества, так и всего коллектива музыкантов на сцене. «Стикс» - река, а я лодочник, который перевозит души умерших в вечное царство Аида, и эти лестницы, как мне сказано, они будут символизировать переход», - заметил арт-директор Зимнего международного фестиваля искусств, народный артист СССР Юрий Башмет.
Юрий Башмет возглавляет Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Всероссийский юношеский симфонический оркестр, а также ряд международных музыкальных фестивалей в России и за рубежом. Талант Башмета как альтиста сделал этот инструмент самостоятельным. Российский музыкант первым дал сольные концерты в главных залах мира: в венском «Музикферайне», в нью-йоркском Карнеги-холле, в миланском театре Ла Скала, в Большом зале Московской консерватории, в Ленинградской филармонии, в амстердамском «Концертгебау», в токийском Сантори-холле.
Музыкальный смотр в Москве - до 10 февраля, а дальше - Зимний фестиваль искусств в Сочи. Две совершенно разные программы. Повторят лишь одно сочинение. Хоровую оперу Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе», она будет исполнена впервые. И учитывая заполненный Зал Чайковского, продолжительные овации слушателей и количество цветов, московская публика по достоинству оценила творческий «Арт-манифест Юрия Башмета».
Сабадаш Владимир.
Фото – Юрий Покровский.
Окультурить друзей: