Неформальный пресс-ланч с Юрием Башметом.

Опубликовано 08.02.2020 в разделе Мир Музыки | Москва

 

«Все сместилось, каждый день концерты», - вошедший быстрым шагом и на ходу снимающий пальто Юрий Абрамович извинялся перед журналистами за опоздание.


У такого МЭТРА мировой музыки как Башмет просто обязан быть свой центр. И расположен этот Башмет центр в историческом здании – памятнике архитектуры начала XX века. «Особняк 1907 года» является ярким образцом «готического» модерна в Москве, построен по проекту архитектора Сергея Михайловича Гончарова. А теперь это -  культурная и образовательная площадка современного формата под руководством Юрия Башмета, знаменитого дирижера, педагога и общественного деятеля. В Башмет центре проводятся концерты классической и современной музыки в исполнении, как молодых артистов, так и признанных мастеров музыкального ремесла, спектакли для детей и взрослых, творческие и благотворительные вечера, выставки. Не чужды центру такие жанры, как contemporary art и перформанс. В своих стенах Центр регулярно принимает музыкантов всех стран мира и служит для них площадкой  творческих коллабораций. В стенах Центра уже активно работают «Открытая школа музыки» и ARTLab, Лаборатория творческого самовыражения. 

 

В гостеприимном «доме Башмета» и прошла неформальная встреча с МАЭСТРО - с чаепитием и разговорами за жизнь и творчество. 

 

О московском фестивале. 

 

- Учитывая, что он проходит впервые – удовлетворены  и публикой и успехом. Залы полные, аншлаги каждый вечер, программа интересная и разнообразная. Отличие от сочинского только в том, что в Москве слушатели более требовательны в творческом плане. Здесь больше концертов и мероприятий, из которых можно выбирать. А качество на обоих форум оптимально. В Сочи все практически сфокусировано в Зимнем театре, а в Москве – 8 площадок. 

 

О сочинском фестивале. 

 

- Академическая и народная музыка, джаз, арт, драма, опера, балет, детские спектакли, образовательные проекты, а также лекции и мастер-классы. Все это – далеко не полный список того, что ожидает гостей Зимнего международного фестиваля искусств в феврале. 

 

О премьерах. 

 

- В этом году традиционно состоится целый ряд мировых премьер, большое внимание будет уделено молодому поколению. Пройдут музыкальная, вокальная, народная и композиторская академии, сессии Всероссийского юношеского симфонического оркестра, Школа молодых журналистов, пишущих о культуре и многое другое. 

 

О личном участии. 

 

Юрий Башмет принимает участие  в качестве художественного руководителя, солиста и дирижера трех своих коллективов: лауреата премии «Грэмми», камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», а также уникального Всероссийского юношеского симфонического оркестра. 

 

О спектакле «Не покидай свою планету» 

 

- Фестиваль  в Сочи  откроется постановкой с участием Константина Хабенского, Юрия Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» 12 февраля на сцене Зимнего театра. Уже на протяжении 4 лет этот спектакль является своего рода предисловием основной программы фестиваля. 

 

О Хабенском. 

 

- Каждый раз, несмотря на одинаковый текст, Константин Хабенский произносит его чуть по-разному, импровизирует. При этом сам спектакль идет с неизменным аншлагом не только в России, но и за рубежом. 

 

О шести концертах Баха в «Зарядье». 

 

- Все вместе «Бранденбургские концерты» звучат очень редко. «Зарядье» собрало абсолютный аншлаг. Идея пришлась по душе оркестру, слушатель поддержал оглушительными овациями. Во времена Баха скрипки были другие. Ученики Аматти, Гварнери, Страдивари производят совершенно другие инструменты…  «Солисты Москвы» играли Баха аутентично по духу: камерным составом с благородным, сдержанным звучанием. В «Зарядье» артисты показали высокий порог индивидуальности, и вместе с тем - исключительную слаженность, надежность и профессионализм. 

 

О «Манифесте» 

 

- Заинтересованно фантазировать с партитурой и составом, не нарушая основы – в этом и была суть «Манифеста». 

 

О Миронове. 

 

- 15 февраля в Зимнем театре состоится музыкальный спектакль «Ван Гог. Письма к брату», где в роли чтеца выступит актер театра и кино, народный артист России Евгений Миронов. 

 

О китайцах. 

 

- Аплодисменты в «неположенном» месте – ничего страшного в этом нет. В Китае вообще на балете аплодируют после каждого нового движения. 

 

О мировой премьере. 

 

17 февраля в Сочи  состоится мировая премьера хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском», в авторском прочтении Михаила Дурненкова, Александра Чайковского, Георгия Исаакяна и Юрия Башмета, написанная специально по заказу фестиваля. 

 

О других программах. 

 

- Особенная программа ждет гостей форума также в Зале камерной и органной музыки города Сочи.  15 февраля здесь состоится уже третий Турнир Поэтов, на следующий день – Бетховен-марафон из сонат для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена, а 17 февраля – программа, посвященная Араму Хачатуряну и другим композиторам «армянской пятерки». 

 

О молодых коллегах. 

 

- 21 февраля там же состоится ежегодный, Пятый Международный конкурс молодых композиторов, посвященный Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру. Также в Зале камерной и органной музыки пройдут отчетные гала-концерты департаментов Международной музыкальной академии. Помимо Музыкальной академии, свое развитие в рамках XIII Фестиваля искусств получат лаборатория видео-арта, Школа фотографии и Школа молодых журналистов, пишущих о культуре.  

 

О неподготовленном слушателе. 

 

 - Публика приходит,  не зная, кто кого любил, и кто кого убил в романе Пушкина   «Евгений Онегин». Слушает оперу,  затем читает текст, и снова  приходит. И это прекрасно! 

 

О публике. 

 

– Я, например, по поводу публики не волнуюсь. На сегодняшний день складывается так, что по спросу на мои выступления концертов даже немного не хватает.  

 

О чемоданах. 

 

Почему я люблю фестивали: не надо все время распаковывать-запаковывать чемоданы.  

 

Об Олимпиаде в Сочи. 

 

– За шесть лет до Олимпиады, когда Михаил Ефимович Швыдкой был министром культуры, у нас был концерт юбилейного тура «Солистов Москвы» в Зимнем театре Сочи. После концерта в этом же здании ужин был. Присутствовали спортсмены – Слава Фетисов, Ирина Роднина. Швыдкой, конечно, был. Представители местной филармонии. Кто-то из них сказал: «Знаете, Юрий Абрамович, даже не меняя программу, вы запросто могли бы и завтра собрать на свой концерт полный зал». И от филармонии прозвучало предложение о «башметовском» фестивале. А тут Михаил Ефимович вдруг поднялся и так вроде бы несерьезно говорит: «Вообще-то сегодня в зале присутствовали последние конкуренты по Олимпийским играм – Корея. Так вот, теперь, если мы не выиграем проведение Игр в Сочи, кое-кто скажет, мол, культура виновата». Через полтора месяца было принято решение об Играх в России. Тогда я не поленился, позвонил Швыдкому и сказал: «Ну что? Культура виновата. В хорошем смысле».  

 

О главном. 

 

– Сейчас очень много внимания и энергии уходит на все, что касается молодежи. Имеются в виду молодежные оркестры и образовательные центры, которые работают на регулярной посезонной основе. Действующих таких центров сейчас шесть. В следующем году их планируется – двенадцать. Они существуют на базе колледжей музыкальных в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани... 

 

О деньгах. 

 

– Бюджет плавает очень, потому что многое зависит от частных спонсоров. Но Минкульт то, что обещает, железно выполняет всегда. У нас же затратные мероприятия. Чего стоит привезти оркестр. Или серьезных джазменов, которые у нас тут выступают.  

 

О профессии. 

 

– Я могу говорить только об уважении к любой профессии и об ответственности профессионалов. А каждый должен быть профессионалом в своем деле. Взять Центр Башмета, в котором мы с вами разговариваем: это не коммерческая структура, это памятник архитектуры, и мы не можем сдавать его, например, в аренду. Даем тут бесплатные концерты… 

 

О  «Стиксе» 

 

- Концерт для альта, хора и оркестра Гия Канчели «Стикс» - это сплошная загадка. Три дня подряд будешь исполнять, и всегда будет разным. Сам образ автора – он под коркой, он был. Гия после каждого моего исполнения оставлял  короткие сообщения… «Стикс», Бах, Чайковский – это на века! 

 

О силе. 

 

- Вы даете, и проекты дают силы для новых выступлений. Когда занят и увлечен – возраст не чувствуешь. Вне сцены – слушатель дает силы, если он соисполнитель. 

 

Так журналисты и пообщались с самым Главным альтистом планеты Земля. 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – В.Голикова. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники