"Вишневый сад" в театре им.Моссовета

Опубликовано 08.10.2016 в разделе Приходите в театр | Москва

Весь мир-наш сад!

 


        Вслед, за идущими с успехом уже не один сезон на Моссоветовской сцене «Дядей Ваней» и «Тремя сестрами», для Андрея Кончаловского настало время обратиться к пьесе, написанной Антон Чеховым самой последней в жизни, а соответственно ею и логично завершить Чеховскую трилогию - «Вишневый сад». Сам постановщик не раз и не два заявлял, что на сегодняшний день необходимо или, по крайней мере, крайне желательно смотреть сразу все три части подряд. В этом действительно есть логика, ибо все три спектакля - звенья одной цепи, и многие исполнители плавно кочуют из спектакля в спектакль. Впрочем, именно то, что Кончаловский построил вокруг себя эдакую Чеховскую команду исполнителей - единомышленников, уже говорит о многом.  Например, Александр Домогаров, сыграв в трилогии три важнейших роли (Астров, Вершинин и Гаев), перешел на новый более возрастной рубеж в своей театральной карьере, вступив в него относительно безболезненно, поскольку драматургия, с которой работает Домогаров - первоклассная.

               Впрочем, Кончаловский в своей трилогии открывает для зрителей по-новому не только Домогарова. Вот Вам три разных, совершенно непохожих друг на друга образа Юлии Высоцкой. В «Дяде Ване» она предстает в образе кроткой, с надломанной судьбой, при этом не перестающей мечтать о простом женском счастье-Софьей. Далее, мы видим уже основательно серьезную, целеустремленную красавицу Машу из «Трех сестер», и наконец, один из главных женских образов всей мировой драматургии - Любовь Андреевна Раневская. Властная, но сердечная и человеколюбивая, с нелегкой женской долей. Три образа - три судьбы, безусловно, позволяющих взглянуть на актрису с новой стороны.

              А как прекрасен, необычен и по-новому открывается молодой артист Антон Аносов. В шутку ли сказать, играющий роль 87-летнего Фирса. Кончаловский бесстрашно дает молодому артисту эту важнейшую для всего спектакля роль, а главное режиссеру-постановщику предстояло ещё и увидеть (глаз-алмаз!) в молодом артисте задатки для возрастной роли. Свое безоговорочное мастерство, помимо прочих, проявляет и Виталий Кищенко в «Вишневом саде», предстающий в роли уверенного в себе Лопахина, тогда как в «Трех сестрах» перед нами был мало кому приятный, оттого все же неуверенный в себе Соленый.

 

Заслуженный артист России Виталий Кищенко в роли Лопахина

 

            Лариса Кузнецова создает в Чеховской трилогии три разных образа, при этом подтверждает свое реноме прекрасной именно характерной актрисы, начав с гротескной няньки «Марины» в «Дяде Ване», она перешла к мудрой, но и крайне неспокойной Ольги в «Трех сестрах» (играть некую тревогу и нерв у Кузнецовой в принципе неплохо получается). Ну и, конечно, логично завершает цепочку образов один самых странных чеховских персонажей-Шарлотта Ивановна (впрочем, в данном случае обидно, что развернутся в этой роли режиссер актрисе сильно не позволил и по объему из в принципе небольшой она получилась, ещё меньше) из «Вишневого сада». Очень органично существует в роли Гаева «Вишневом саде» в изначальном рисунке роли Александра Домогарова, актер Алексей Гришин, играющий во втором составе. Он играет энергичного, желающего вставить свои пять копеек по любому вопросу, уже немолодого человека. Гришин крайне выразителен и пластичен, а в гриме напоминает и великого художника Василия Сурикова с его автопортрета.

 

Заслуженная артистка России Лариса Кузнецова в роли Шарлотты Ивановны

 

              Андрей Кончаловский при постанове старался все же иметь ввиду, что Чехов называл свою последнюю пьесу-комедией. Кончаловский всеми силами пытался понять, что смешного, вообщем-то в довольно грустных и печальных событиях, произошедших в судьбе Любови Андреевны Раневской. Однако, в какой-то степени Кончаловскому удалось показать в спектакле некое легкомыслие и фарсовость, о которой в свое время писал об этой пьесе сам Чехов. Спектакль легкий, как искрящееся вино. Существенные проблемы Чеховских героев, их привычная рефлексия уходит несколько на второй план. Скажем то, что судьба конторщика Епиходова (33 несчастья!) по-своему горька,  что  Гаева терпят только по той причине, что не терпеть его нельзя (однако, как Вы знаете несколько раз настоятельно требуют помолчать), что Раневская потеряла сына и разорена, постановщика в данном случае волнует не в первую очередь, и акценты он на этих событиях не ставит, и потому в таком случае возможно школьникам, в качестве знакомства с пьесой, этот спектакль может и не подойти.  Однако, для позитивного завершения всей чеховской трилогии, завершения той огромнейшей работы, проделанной Андреем Кончаловским и его командой на протяжении многих лет, такой вариант постановки кажется наиболее чем уместным.

 

актриса Александра Кузенкина в роли Дуняши и Заслуженный артист России Александр Бобровский в роли Епиходова

 

             В конце концов, Кончаловским же проделана подробная работа о жизни Чехова. Были не только перечитаны его произведения, но и большая часть писем, статей, в том числе и о Чехове, написанных в разные годы разными людьми. Кончаловский на протяжении нескольких лет досконально изучал Чехова, и итог этих изучений, отчасти, мы зрители имеем возможность в течении трех вечеров (!) наблюдать на легендарной сцене театра имени Моссовета.

 

Текст Ильи Золкина, фото Сергея Петрова с официальной группы Театра им.Моссовета ВК.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники