Илья Золкин: «Каждый выпуск в моей передаче «Снимаю шляпу» должен быть для меня небольшим моноспектаклем».

Опубликовано 16.05.2020 в разделе Искусство | Москва


Можно считать, что не случайно в период вынужденной самоизоляции из-за вспышки коронавирусной инфекции, когда было время подумать  и сформулировать особенности работы отдельных театров и их репертуарной политики, у Ильи Золкина, знающего досконально театральную жизнь обеих столиц, родился своеобразный авторский видеопроект под названием «Снимаю шляпу». В его рамках им представлено уже около десятка видеопередач, в которых он позволил себе скрупулезно излагать свое личное видение работы ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе: Московского театра на Малой Бронной, Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербургского государственного театра имени Ленсовета, Московского художественного академического театра имени М. Горького и т.д. И что знаменательно, при этом он каждый раз, перевоплощаясь, входит в роль занятного рассказчика, не на шутку интригующего своим повествованием 

 

Илья Дмитриевич, почему в такое непростое и сложное время Вы решили поделиться со зрителем своим мнением о жизни разных театров, их художественных руководителях и режиссерах? Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что же у Вас так наболело и рвется изнутри. Тем более под незамысловатым заголовком «Снимаю шляпу» 

 

= Время-то непростое. Но оно непростое ещё и тем, что, оставшись без привычных занятий для себя, лишившись привычной среды обитания, мы стали приспосабливаться к чему-то новому, искать себя, чем занять то время, отведенное тебе во время карантина Господом Богом.  

 

Я рассказываю о театрах, их режиссерах и актерах, поскольку это то, что меня  больше всего интересует и волнует в жизни. Судьба каждого театра во многом зависит от того, какой художественный руководитель стоит  во главе коллектива. Решение очень многих проблем театра зависят от его характера и умения выстраивать правильные, добротные отношения в труппе. Это не всем, увы, удается.  

 

За долгие годы в моей душе, как у человека, который любит и знает театр не понаслышке, возник достаточно большой комплекс недовольства и, честно говоря, претензий к художественным руководителям тех или иных театров обеих столиц — Москвы и Санкт-Петербурга, откуда я родом. Именно здесь я нахожусь в условиях самоизоляции и, к сожалению, в отрыве от театра.  

 

Впрочем, оговорюсь: отчасти, мои недовольства могут быть необоснованными от начала до конца. Ведь в данном случае я выступаю в качестве человека со стороны, которого можно сравнить, скажем, с футбольным болельщиком. Ведь он во всех бедах  команды, за которую болеет, винит главного тренера, упуская многие плюсы, которые есть у него. Поэтому мое недовольство кем-то, скорее дает мне мощный толчок для развития художественного конфликта. Слово «художественный» здесь означает то, что в этом конфликте имеется и некий вымысел.  

 

Почему?! Да, потому что, если почти в каждом выпуске моей программы «Снимаю шляпу» есть конфликт, что значит - я позволяю себе высказывать обоснованное, на мой взгляд, недовольство руководителем того или иного театрального коллектива, то это может быть даже хорошо. Тогда в кадре и в самом повествовании о театре, благодаря возникающему конфликту, появляется какая-то внутренняя жизнь. Но, главное же, при этом важно , чтобы зрители адекватно воспринимали мою личную информацию. 

 

Признаюсь, что для меня чаще всего большее значение имеет мое собственное пребывание в кадре, чем то, о чем я говорю. Каждый выпуск в моей передаче «Снимаю шляпу» для меня должен быть, по сути, небольшим моноспектаклем, пусть и на заданную конкретную тему. Он должен на самом деле представлять какой-то своеобразный театр.  

 

Не могу не подчеркнуть, что каждый раз, почти ежедневно посещая разные театры в Москве или Санкт-Петербурге, я своими глазами в течение долгого времени наблюдал определенный застой во многих из них. Чаще всего он связан с многолетним правлением ряда художественных руководителей, некоторые из которых, по сути, не сумели по-настоящему войти в новое время. Оттого подчас возникают существенные проблемы у театров, особенно связанные с их репертуарной политикой, в которой не малое место занимают старые спектакли, что чаще всего ни к чему хорошему не приводит. Спектакли должны постоянно репетироваться, быть натренированными. Со старыми спектаклями это сделать сложно. Вот, почему спектакли-долгожители, идущие десятилетиями, становятся похожими на плохие детские утренники. Актеры помнят текст и движения, но не могут их уже прочувствовать как в первый раз. А это губительно для живого спектакля. На премьере спектакль обычно показывают ещё сырой. К первому году жизни он крепнет. А после пяти - десяти лет начинается где-то его медленная, а иногда и быстрая смерть. Вводы молодых актеров могут поменять ориентиры, вдохнуть свежую кровь, но едва ли от этого что-то изменится в художественном смысле.  

 

При этом, все более заметным становится то, что  в театре  мало происходит высокохудожественных событий. Хотя художественные руководители продолжают работать как ни в чем ни бывало. Ну, кто же захочет покидать насиженное место, если за него, к тому же, ещё и хорошо платят... 

 

Несомненно, театр может вызывать у зрителя очень сильные, неподдельно искренние эмоции. Сейчас, за неимением другого театра, стал очень популярным онлайн-театр. Но он не может вызвать такие эмоции, которые мы можем получить от живого театра. Поэтому истинный театральный зритель сейчас ждет не дождется встречи с любимыми артистами и с той неповторимой атмосферой, которая есть в живом театре.  

 

Так что, при первой возможности приходите в театр, любите и цените его. Он, несомненно, поможет каждому жить немного легче, даст надежду и вселит веру в Человека!  

 

Снимаю шляпу! Ваш, Золкин. 

 

 

В режиме ONLINE с Ильей Золкиным общалась Алла Буловинова 

 

Фото А.Буловиновой

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники