Илья Золкин: Современный актер должен быть мобилен

Опубликовано 24.05.2020 в разделе В театр! | Москва


     Репертуарный театр, доставшийся современному поколению театральных деятелей от своих предшественников, зачастую имеет невероятно большие театральные труппы. Всякий новый художественный руководитель, приходя в новый театр, теряется - куда ему девать тех артистов, которые ему не по душе.

 

            Ну, ладно, если худрук не находит общего языка с кем-то, есть все же приглашенные режиссеры, на худой конец.

 

            Но, мы же, друзья, не идиоты! И, стало быть, ясно понимаем, почему уже много лет не зря мы говорим о переходе на контрактную систему, дабы убрать из трупп необходимый балласт.

 

           Жаль людей, жаль актеров и их изломанные судьбы. Но, если актеры десятилетиями служат в театре, почти ничего не играя, имеют ли они право работать дальше, не доказав свою состоятельность?

 

          После окончания института их взяли в театр, дали им роли, но они не сумели убедить общественность в том, что именно эта профессия оказалось им необходимой, что они правильно выбрали свой жизненный путь.

 

           Однако их защищает закон, согласно которому они служат в театре, получая зарплату.

 

          Сложно представить хоккейный, футбольный, баскетбольный клубы, которые держат в своем составе игроков, почти не приносящих пользу коллективу. Их статистика, их вклад в общее дело низок, они не могут тянуть команды вперед. От таких игроков, увы избавляются, и чаще они переходят в клуб статусом пониже.

 

           Чем же репертуарные театры хуже!?

 

           Смотрю я на список актеров, на труппы иных театров и вспоминаю слова нашего театрального благодетеля, господина Немировича-Данченко. Он на старости лет, незадолго до своего ухода, говорил, что пал уровень актеров, и верит он из всех актеров труппы МХАТА максимум человекам 8-10, а остальные насквозь фальшивы, и этой профессией заниматься не должны.

 

          Меж тем, тот МХАТ для всей истории русского театра является основой основ, является примером уникальной труппы, состоящей из мастеров, обученных самим Станиславским. Именно те лицедеи сегодня возведены в пример, как актеры, на которых необходимо равняться в плане их умения проживать разные судьбы персонажей на сценических подмостках.

 

                В сегодняшнем театре вера в предлагаемые обстоятельства стала немного расшатываться. Такой тип театра не только нерентабелен, он становится невыгоден, исходя из того, что выводит на первый план фальшь современного актера. А когда он фальшив, то кто же захочет купить на него билет.

 

         Театральные деятели должны сегодня очень аккуратно, выбирая молодых актеров в театр, присматриваться к их индивидуальности, к их способности адекватно существовать в профессии. Должны представить в своей голове, что артист будет играть в будущем, понять перспективу на долгие десятилетия.

 

         Они должны оценить его энергоемкость, уровень убежденности в роли, владение зрительном залом.

 

        Если иной артист, выходя в условном моноспектакле или просто чтении сухого текста, будет интересен зрителю своей убедительностью, человеческим обаянием, то другой артист интересен не будет. Я абсолютно уверен, несмотря на то, что актеры нужны разные, ибо нужны типажи разные, но все-таки далеко не каждый рожден для этой профессии, и некоторые, сидя в труппах годами, ещё и тормозят развитие самого театра.

 

            Успешность театра – совокупность разных факторов. Но от уровня труппы, от количества талантов на сцене зависит очень многое, особенно если ты занимаешься нашим любимым психологическим театром, где роль актера максимальна, где нельзя спрятаться за режиссерскими изысками, за техническими приспособлениями, так открыто полюбившимися современными режиссерами.

 

           Собственно, отход из русского театра от развития персонажа с точки зрения духовности, когда как перестали играть его многослойность даже в эпизодах, сведение все к банальности, к игре одной краской, все это убивает русский театр, убивает русского актера, делает его непригодным, по сути, к профессии.

 

          Мы стали очень много заниматься формой, внешними изысками: веры в предлагаемые обстоятельства стало мало, время диктует неверие, цинизм, диктует новые варианты приспособления к профессии. Но, хочется вспомнить, что настоящий артист универсален, вспомнить природу каждого актера, что нужно развивать его органику, что нужно давать возможность артисту существовать в разных по типу ролях, давать возможность проверять его на прочность.

 

            Многие современные актеры почти не умеют играть роль, образ, они внутренне пусты, и помочь заполнить эту пустоту  современные режиссеры тоже уже не в состоянии.

 

           При всем при том много развелось театров, вроде бы как формально существующих в лоне психологического, традиционного театра, но смотреть на их «шедевры» и на их актеров прямо-таки тошно.

 

             Происходит это за счет многих факторов, но чаще всего из-за того, что худруки, сидя у руля коллективов десятилетиями, в какой-то момент не уследили за тем, что труппа должна находиться всегда в сильной форме. Что актеров нужно развивать, нужно относиться к ним достаточно строго, следить за их удачами и неудачами.

 

            Я искренне не понимаю некоторых столичных театров, годами прибывающих в ряду абсолютных аутсайдеров или середняков театрального процесса. Почему люди не хотят побеждать? Почемуу них нет стремления что-то улучшить? Они боятся принимать решения, боятся кого-то обидеть, взять новую высоту, чтобы впоследствии взобраться на олимп.

 

          Театр должен быть успешным, актер должен парить, брать зрительный зал и не отпускать своей энергией.

 

         Мастера трагедии, комедии, водевиля – именно мастера всех жанров должны присутствовать в труппе. Чем больше будет актеров-лидеров, тем лучше.

 

        Зависть к успеху коллеги – минимизировать, это обязан худрук, за этим необходимо следить, изживать это из русского театра.

 

        Театр – дом. Такое понятие сложилось у нас, когда мы говорим о репертуарной системе. Дорогие актеры, если театр для Вас дом, то старайтесь приносить максимальную пользу этому дому.

 

       И все-таки я уверен, что мы существуем для зрителя прежде всего, нам надо их заинтересовать, их привлечь. Чтобы они плакали и смеялись, чтобы они смотрели на Ваших актеров и говорили, какие хорошие ребята, ай да молодцы. Как играла Петрова, а как Иванова! Я приду посмотреть на них и в других ролях!

 

                Если в Ваш театр не ходят, если у Вас нет большого количества почитателей, стало быть что-то пошло не так. Стало быть, время перетасовать колоду карт. Подумать о том, с кем из ваших актеров - исполнителей пришло время расстаться. Устроить кастинг, поискать новых заразительных талантов, и вместе с ними строить светлое будущее.

 

           Театры существуют для народа!!! Народ должен обожать актеров. Медийному  актеру, но даже среднему, ещё кое-что прощается, а с немедийных спрос в разы больше. Они должны все время стараться доказать свою состоятельность, пытаться быть успешными, стараться играть так, как доселе не играл никто.

 

           Актер должен жить своей профессией 24 часа в сутки, во сне грезить выходом на сцену, пусть ему снятся аплодисменты зрителей, и пусть с утра пораньше он бежит на репетицию и очаровывает режиссера своим мастерством и желанием быть на высоте.

 

          Репетировать надо активно, в полную мощь. Приходить на репетиции во время, сразу включаться в творческий процесс.

 

         Зачастую я вижу своими глазами – этого не происходит. Современный актер должен быть мобилен. Темпоритм нынешнего человека увеличивается. Необходимо все успевать.

 

           Господа режиссеры, если Ваши актеры плохо репетируют, если у них не горят глаза при выходе на сцену, они не источают особой энергии – предупредите их, что их песенка в Вашем коллективе скоро может быть спета. А, выживут только лучшие!!! Театр – это гонка, гонка за славой, за успехом, за признанием, за аншлагами. Но – гонка сложная, если мы что-то делаем надо стремиться к успеху.

 

         За работу, товарищи! Покорим же нашего зрителя своим мастерством и талантом. Пусть он занимает очереди в кассу театра, как это было в советское время, пусть билетов на Ваши постановки не достать, пусть желание увидеть Ваш спектакль с Вашими артистами будет для зрителя самой сокровенной мечтой, а исполнение этой мечты станет одним из самых приятных мгновений в его жизни.

 

 

 

Рассмотрим количество актеров в труппе некоторых крупных театров двух столиц:

 

 

 

80 актеров в труппе ЦАТРА (Центральный академический театр Российской армии)

 

84 актера в труппе МХАТ им.М.Горького (актеры отчасти малоизвестны широкой публике, что оказало сомнительную службу театру и при Татьяне Дорониной, и при Эдуарде Боякове во главе театра)

 

 

137 актеров в Государственном академическом Малом театре (ряд актеров  более десяти лет не выходит на сцену, или выходит в одной крохотной роли)

 

96 актеров в МХТ им.Чехова (почти все так или иначе в репертуаре заняты, исключение - А.Мягков, А.Вознесенская, Б.Коростелев, Н.Егорова)

 

61 актер  в Санкт-Петербургском театре Комедии имени Акимова (пятеро актеров на сцену за последние десять лет не выходят, или выходили в одной небольшой роли)

 

73 актера в театре им.Маяковского (4 актера за последние десять лет на сцену не выходят или имеют одну роль в массовых сценах)

 

92 актера в Театре имени Моссовета 

 

74 актера в театре имени Ермоловой (очень сложный коллектив достался Олегу Меньшикову: часть актеров десятилетиями почти ничего не играют. Большинство актеров возрастные, но есть и среднего поколения, а работать они все равно не будут, ибо не доказали свою состоятельность и прежнему художественному руководителю В.Андрееву)

 

66 актеров в театре на Малой Бронной.

 


Текст Ильи Золкина


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники