Искусство отказывается от слова ‘Urban’.
Разбираемся с расизмом и безграмотным танцевальным маркетингом.
Десятилетиями артистическое коммьюнити в Америке борется за «бан» на словоупотребление эпитета «урбан», которым маркетологи придумали характеризовать всё околохипхопное творчество. Сегодня, благодаря мировому движению Black Lives Matter, борьба за равенство даёт свои плоды.
Шоу-бизнес давно взял на вооружение этот термин, чтобы говорить о чёрных, не называя их чёрными, монетизировать Хип хоп и не вдаваться в подробности стиля.
Естественно, системный расизм в США не на одном слове «урбан» держится, но иногда разрушение государственной программы (системной расовой дискриминации) начинается с таких вот, казалось бы, маленьких шагов, как внимательное отношение к словам и категориям на Music Awards.
«Люди не понимают, как подобные микроагрессии влияют на культуру», – говорит об употреблении термина ‘urban’ хореограф Andye J. Никто из Хип хоп среды никогда не называл хип-хоп урбан дэнсом.
Это сделали люди извне, без разрешения основателей. Захотели упростить и обобщили наше самовыражение словом «урбан».
Урбан – это маркетинговое изобретение. Urban artist – это современный способ сказать «чернокожий артист», не произнося вслух прилагательное «чёрный». Как бы политкорректный, неуважительный (в действительности) вариант.
В американских СМИ белый рэпер зовётся «Хип хоп артистом», чёрный рэпер – «урбан артистом». Урбан – непонятная и сомнительная характеристика. О чём она говорит?
Что касается танцевальной индустрии, у нас всё ещё более иллюзорно. Урбан танцы – это широкие штаны + связка под песню модного исполнителя. Танцевальные стили ни при чём. Единого стиля «урбан» не существует и никогда не было.
Желание повесить ярлык и привлечь учеников в студию модным словом легко трансформируется в «урбан» уроки. Приходите в кепке в 19:00. Йоу. Рядом с метро. Йоу. Недорого. Мы не предлагаем вам конкретную базу, стандарты техники, знания, качества исполнения тоже не ждите.
Под предлогом «урбан» можем сегодня чудить всё, что угодно, никто не сможет осудить технику в несуществующем стиле.
Иан Иствуд, молодой и прекрасно образованный танцор нашего поколения, учившийся у «правильных» мастеров, говорит так: «То, что сегодня нарекают ‘urban dance’ есть попросту хореография с отсылками к каким-то стилям. Мы создаём хореографию для коммерческих целей, для того чтобы зарабатывать деньги. Хореография – это не стиль, это хореография».
Обобщение (без спросу) чужого творчества, неряшливая стигматизация танцев в выдуманный далёкими от искусства людьми стиль «урбан» – всё это приводит к тотальной безграмотности танцевального сообщества.
Теряется история за движениями, их первоначальный смысл.
Уходит необходимость изучать стили, уходит необходимость что-то знать, чтобы быть частью этой культуры.
5-ый элемент Хип хопа Знание. MCing, Djing, B-boying, Graffiti and Knowledge. Когда всё просто «урбан», забываются за ненадобностью имена отцов-основателей танцевального мира.
У каждого стиля есть своя культура и история. Хип хоп зародился в Нью Йорке в 1970-ые годы в «опасных» районах города, которые стали таковыми благодаря американским реалиям: системному расизму, вековым притеснениям со стороны государства, только официально отменённой сегрегации, и, чего уж греха таить, не до конца отменённом в Америке рабстве.
На улицах и на домашних вечеринках в Бронксе собирались люди, чтобы потанцевать, послушать музыку и МС, да просто хорошо провести время. А жизнь афро- и латиноамериканцев в любой момент могла и до сих пор может быть прервана США: их могут «законно» убить (так как они представляют угрозу обществу/кажутся подозрительными в темноте) или так же «законно» их могут отправить работать на частное предприятие с низкооплачиваемым трудом – в одну из американских тюрем.
Могут всегда нагрянуть полицейские, открыть огонь или незначительно разбросать тусовщиков по асфальту.
За каждым шагом и грувом в их танце стоит история, B-boy трюки имеют названия и, конечно, людей, которые требуют уважения к своему стилю. Танцевальная культура – это отражение стиля жизни конкретной группы людей. Даже собираясь на вечеринки люди шли на большой риск – а мы с вами довольно небрежно позволяем себе разбрасываться терминами и зарабатывать на чужом искусстве, не понимая, откуда оно пришло.
Хип-хоп поначалу даже не считали самостоятельным стилем: AntBoogie как-то рассказывал о том, что танцевальные студии отказывали ребятам в аренде залов, как только узнавали, что танцевать будут хип-хоп.
Британская газета The Guardian два года назад писала о том, что само слово «urban» подкрепляет общественное представление о чёрной культуре как об уличном гетто-сообществе. Guardian говорят, что сбрасывание всей чёрной музыки в «урбан» мешок поддерживает и усиляет расовые стереотипы, помогает белым артистам на них зарабатывать.
Чёрные танцоры и хореографы в свою очередь говорят, что «урбан» классификация – неуважительная и принижающая. Изнутри это выглядит, как столкновение уличного, недостойного (urban) мира и якобы высшей белой культуры. Hashtag: #WhiteSupremacy
Его сиятельство Tony Tzar называет «урбан» важным блоком в расистской структуре США: «Не надо заменять этот термин, его просто надо убрать, чтобы построить новую структуру общества».
Чтобы по незнанию никого не обидеть и заодно выглядеть образованным танцором, ребята предлагают называть всё своими именами и учить историю.
Согласитесь, нам с вами не так уж важно это слово. Тем более, если им кого-то можно обидеть. Я бы не рисковала. К чему?
«Urban dance есть ПРОСТО хореография с (не)конкретными стилистическими отсылками. Мы придумываем хореографию для коммерции. Хореография – это не стиль, это только хореография. [..]
Моя хореография – это просто моя хореография. Это не должен быть какой-то стиль.
Иан, танцующий litefeet, или Иан, танцующий popping – это Иан, танцующий litefeet или popping». – Иан Иствуд
Нет ничего дурного в том, чтобы делать «коммерческую хореографию под хип-хоп музыку», – говорит Melany Centeno, – «просто так это и называй».
Александра Мартынова
13 ноября 2019 года
Окультурить друзей: