Александра Мартынова: «Наши хореографы летают в Штаты преподавать азы своего стиля, и это хорошо»
Профессиональный танцор, педагог по Girly hop (подвид хип-хопа) Александра Мартынова танцевала в успешных танцевальных коллективах (Queen’s pride и Blow your mind), выступала на всероссийских чемпионатах и фестивалях, семь лет была ученицей студии А. Духовой «Тодес». Александра часто посещала танцевальные мастер-классы от иностранных хореографов, обучалась в лагерях (fair play dance camp - крупнейшие в Европе танцевальные сборы, около 1000 участников в одном зале). В интервью порталу «Культура двух столиц» рассказывает о своем американском опыте обучения в одной из лучших калифорнийских школ.
- Александра, участвовали ли вы в чемпионатах по танцам? Есть ли у вас победы? Для вас танцы – спорт или искусство?
- Да, я выросла на всероссийских чемпионатах как исполнитель. Я начинала ещё в Todes’e, а потом стабильно по нескольку раз за сезон выходила на крупнейшие сцены страны в составе B.Y.M. crew и Queen’s pride. Были и другие коллективы, но основная часть моей работы прошла здесь. Мы тренировались в прямом смысле «до победного». В результате чего всегда занимали 1,2,3 места и оставались в десятке лучших команд России, а коллективы в нашей стране есть восхитительно талантливые. Поэтому это большая гордость для каждого из нас – соседствовать друг с другом в списке.
Но я больше, чем призовыми местами горжусь своими личными победами, о которых знаю только я и мои близкие. Безусловно, я это говорю, уже имея кубки и медали. Но спортивный азарт просыпается во мне не на «мы всех порвём», а максимум на личном уровне – с другим конкурсантом. Часто использую танец, чтобы что-то доказать: возможно, себе, а может и другим что-то о себе, не знаю. Очень тонкая грань, не правда ли?
Мои педагоги воспитали во мне прочную, как столетний дуб, уверенность в том, что места под Солнцем для всех желающих предусмотрены. Поэтому я и думала всегда о своих отношениях со светилом, а не о том, кого мне надо обогнать, чтобы приплыть к шезлонгу первым. На конкуренцию уходит много невозвратных и ценнейших внутренних сил, которые могли бы помочь развиться в своём собственном направлении. Шею можно свернуть, если на других засматриваться – оно нам надо?
Поэтому танец для меня – это искусство. Требующее спортивной выдержки и огромной изнурительной работы, которая поглощает тебя всего: с душой, телом и святым духом.
- Наверняка, вы помните фильм Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» с Джейн Фонда в главной роли. Во время великой американской депрессии проходит изнурительный круглосуточный танцевальный марафон, победителя которого ждет большой денежный приз. Организаторы марафона унижают участников, обманывают. Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с чем-то подобным? Участвовали ли вы в танцевальных марафонах ради денег?
- Я не участвовала, как и в тридцатые годы никогда не жила. Конечно, кто знает… Но в том, чтобы танцевать ради денег нет никакого грехопадения. В России почему-то нет высоких стандартов в отношении к творчеству. Кажется, что творец должен голодать и подрабатывать. Его уважают, его искусство коллекционируют, но всегда пытаются сэкономить на самих мастерах.
Танцоры, хореографы хоть раз в жизни слышали «Ну, станцуй (бесплатно) у нас на корпоративе, ты же это любишь!»
Благо, сегодня всё встаёт на свои места.
Вы как считаете, стоит ли платить художникам за их картины?
Так же танцевальное искусство, вообще-то, стоит больших денег и трудов. Оно, как музыка, не убирается в кофр, но это не значит, что оно на рынке оценивается простым «спасибо».
- На ваш взгляд, современный танец в России по сравнению с США находится на какой стадии развития? Мы очень уступает американским танцорам?
- Если мы говорим про сам танец, то нет. Мы не можем отставать в искусстве, так как нет объективных показателей «скорости, высоты, дистанции». Хип-хоп, разумеется, приплыл к нам из Америки, но в России он вдохнул жизнь в современный российский танец. У нас танцуют по-другому, с другим смыслом и другими мотивами, и это часто получается абсолютно гениально, вот взять, например, постановки Лёши Арапова. Влияние западных течений очевидно, но это не подражательство ни в коем случае, а самостоятельное творчество. Уже прошло достаточно времени, чтобы говорить о танце в России, как о танце в России, а не неуклюжем копи-пасте с американских школ. Нам многое есть, что привнести. Если подумать, исторический бэкграунд у русского искусства богаче американского в разы. Его надо осознать сначала, а потом летать Павловой по сцене. Ницше тоже читал Достоевского и чему-то у него учился, но мы же отдельно воспринимаем двух писателей. Взаимодействие между ними только обогащало внутренний мир, а следовательно, и творчество обоих. Так и с людьми танцевального мира.
Мы не уступаем американским танцорам потому, что мы в разных весовых категориях. Наши танцевальные миры колоссально отличаются. Музыкальные артисты задают планку в мире шоу-бизнеса. Танцевать с Киркоровым на сцене и танцевать с Janet Jackson – это, извините, небо и земля.
Другой пример, FrameUp strip. Фантастически красивое искусство, нереально трудное в исполнении. Появилось в России благодаря Насте Юрасовой и её неземным девушкам, просто нимфам. Ничего похожего в Америке даже близко нет. Наши хореографы летают в штаты преподавать азы своего стиля, идёт обмен опытом, это нормально.
Ангелина Глебова
Окультурить друзей: