Денис Рудченко: "Фильм о человеке-чайке - наш эксперимент"
Денис Рудченко - востребованный оператор в России, США и в Европе. Любопытно, что по первому образованию Денис - бакалавр по экономике. В интервью порталу "Культура двух столиц" Денис Рудченко рассказывает о своем опыте работе в кинематографе разных стран мира, самых интересных работах и планах на будущее.
- Денис, как оператор вы сняли более десяти художественных фильмов. Какая картина стала самой экспериментальной?
- Самой же экспериментальной на сегодняшний день была картина “Seagull”, с главным героем человеком-чайкой. Помимо того, что картина визуально насыщена самыми броскими цветовыми палитрами для создания особого настроения в каждой сцене, так еще и мир, в котором живут персонажи, уникален по отношению к главному герою, и это хотелось передать в превосходной степени. Для фильма пришлось создать "дождб-машину", а также необычную конструкцию света.
- Насколько для оператора важен уровень мастерства режиссера?
- Создание любого фильма — это процесс совместной работы всей команды с момента написания сценария до монтажа. Каждый режиссер превносит уникальный опыт из жизни и своё видение, которое нам, операторам, нужно ухватить и передать максимально доступно для всех наших зрителей. Я бы сказал, что чем лучше режиссер знает, что он хочет, тем меньше остаётся барьеров между ним и его командой.
- В российском кинематографе зачастую основная нагрузка лежит на операторе, который руководит всем процессом. А режиссер сидит у монитора, и мало кто его видит. А кто главный человек на площадке в американском кино?
- Безусловно, и оператор, и режиссер проделывают титаническую работу, чтобы довести проект до конца. Однако же режиссёру приходиться волноваться о гораздо больших нюансах на площадке нежели оператору. Ведь и актерам надо сказать, что делать, и груз ответственности за выделенный бюджет требует колоссальных сил оставаться в спокойствии и уверенно руководить процессом.
- Во ВГИКе пять лет учатся на оператора, и есть мнение, что это долго. Сколько лет обучают операторскому мастерству в киновузах США?
- В США средний срок обучения на оператора варьируется от 1 года до 3-х лет, и программы в разных киношколах дают разный подход, однако все без исключения достаточно интенсивны. По моему опыту двух лет вполне достаточно для того, чтобы обзавестись достаточным числом проектов и навыков, чтобы преодолеть школьный барьер и выбраться в реальный мир киноиндустрии.
- Вряд ли еще есть операторы – бакалавры по экономике, как вы? Помогает ли первое образование вам в профессии оператора?
- Безусловно, моё прошлое образование внесло определенный вклад в создание фильмов. Снимая свои собственные фильмы, вопрос о бюджете всегда встаёт на одно из первых мест, и знания, опыт из прошлого помогают ориентироваться в цифрах. Кинематограф - дорогостоящее производство, и знание экономики - серьезное подспорье на пути к результату.
- На ваш взгляд, какой кинематограф самый сильный по операторским работам?
- Лично я стараюсь погрузить в тень всё то, что не нужно видеть зрителю. Мне нравиться создавать больше контраста для того, чтобы помогать зрителю увидеть историю. Поэтому мне близки операторы: Конрад Холл, Роджер Дикенс, Витторио Стораро. В их работах - сильная подача истории, света.
- С кем из мировых режиссеров вам бы хотелось поработать?
- Знаете, если я начну перечислять их, то получится достаточно большой список имен и фамилий. Вместо этого я бы хотел сказать, что каждый режиссёр уникален в своих работах и методах, а потому каждый новый проект с новым режиссёром с самого начала несёт в себе интересный опыт.
Анжелика Дин
Окультурить друзей: