Дворец усадьбы «Архангельское» закрывается на реставрацию.

Опубликовано 13.10.2020 в разделе Искусство | Москва

 

Нам всем достались от потомков практически несметные природные богатства,  красота природы родного края  и рукотворные объекты архитектуры. Наша задача – хранить и преумножать  «дары» наших предшественников. Один из таких объектов - Музей-усадьба «Архангельское». Это  уникальный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX века, является одним из самых значительных и великолепных памятников архитектуры России.  


Архитектурно-парковый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия о красоте в искусстве античности. Парк рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Юсуповым постоянно совершенствовался. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия. По композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. Cтрогая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими регулярными парками, а его пейзажные рощи кажутся набросанными кистью английского ландшафтного архитектора. 

 

Исторически въезд в усадьбу осуществлялся по Императорской аллее, ведущей от Московской дороги к дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома. Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX века появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала). 

 

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в ряд террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка – это сеть боскетов и шпалер, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, композиционно напоминает Парадный двор, но по отделке она ближе к дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы расположена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение мастера XVIII века, замыслом восходящее к творениям Микеланджело. На балюстраде верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и нижнюю террасу парка, окаймляющую верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Джиромелло. По обе стороны от фонтана – мраморные скамьи, за ними – две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку – копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский». 

 

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории частей света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные египетские гермы словно охраняют вход в грот со статуей Венеры Медицейской. Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 метров) нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из дикого камня, напоминающие о бренности мира, представленного мраморными изваяниями. 

 

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце XVIII – начале XIX века, насчитывает около двухсот произведений и является уникальным собранием. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII столетия с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Юсуповым в Карраре, в мастерских Сантино Петровича Кампиони в Москве и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге. 

 

18 апреля 2018 года во Дворце усадьбы прошла пресс-конференция, посвященная подготовке празднования 100-летия основания музея и стратегии развития комплекса до 2025 года. При подготовке плана реставрации усадебного комплекса было решено восстановить все объекты культурного наследия и объекты инфраструктуры в два этапа.  Первый этап реставрации завершился в 2019 году к столетию Музея, при этом Дворец продолжал работать в обычном режиме, гостеприимно принимая сотни тысяч посетителей. В рамках второго этапа комплексной реставрации Дворец закрыт для посещений с 12 октября 2020 года. Интерьеры Дворца находятся в хорошем состоянии и при этой реставрации затронуты практически не будут. Основные работы связаны с реставрацией фасадов Дворца, а также с модернизацией инженерных сетей. На двух этажах будет выполнен монтаж оборудования для поддержания температурно-влажностного режима в залах Дворца.  Будет произведена модернизация охранно-пожарной сигнализации с установкой внутризального видеонаблюдения. Впервые в интерьерах появится экспозиционный свет, что позволит существенно продлить работу Дворца особенно в зимнее время. Уже сейчас ведутся работы по монтажу системы ливневой канализации для отведения воды от всего дворцового комплекса. Старая система не обеспечивала полноценного водоотведения, была на 85% заилена и восстановлению не подлежала. 

 

После завершения реставрации во Дворце будут открыты экспозиции второго этажа. В частности, в северо-западной части будут восстановлены интерьеры владельческой библиотеки, а в северной и восточной анфиладах соответственно - Екатерининский зал, бильярдная и залы, посвященные истории рода Юсуповых.  Ремонтно-реставрационные работы запланированы до конца 2022 года. Есть вероятность, что фасадные работы завершатся уже в мае следующего года, и Дворец вновь будет радовать своей сияющей красотой и строгостью классических форм всех посетителей Архангельского.  

 

А пока можно наслаждаться прекрасными видами липовых алей, балюстрадой с многочисленными архитектурными композициями, фонтанами, копиями известных античных памятников, Колоннадой, белками на аллеях парка  и очаровательными видами на Москва-реку. 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – Владимир Голиков. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники