«Бульба. Пир» или новые «Ромео и Джульетта»
Молодой, но хорошо известный режиссер Александр Молочников в содружестве с автором идеи Ольгой Хенкиной, художником Максимом Обрезковым, драматургом Сашей Денисовой, хореографом Анной Абалихиной и, что немаловажно, художником по костюмам Марией Швачкиной, переосмыслив знакомую еще со школы повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», создал своеобразный спектакль «Бульба. Пир», в основе которого оказалось вольное сочинение на некоторые гоголевские темы. При этом, по признанию режиссера, он получился о любви со страстями в духе «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира. Правда, ничего общего с ним не имеющего. Спектакль показывает историю столкновения двух миров - цивилизованной, но загнивающей Европы, и необразованных воинственных казаков (в спектакле их называют kazaks).
Костюмы все до одного как будто сделаны для двух разных спектаклей (два в одном!) с разным содержанием. В первом действии, где блестяще представлен клан Готфрида Клигенфорса, все члены его семьи одеты и выглядят по–европейски современно, как с иголочки, утонченно, красиво и привлекательно, во втором – все соответствует жуткой истории, связанной с чересчур агрессивным казаком Тарасом и его двумя детьми - старшим сыном Остапом, гордым и хладнокровным. И младшим сыном по имени Андрий, мягкосердечным, несерьезным, влюбленным в польскую красавицу и предавшим свой народ ради любви. И чтобы показать необыкновенную любовь и привязанность друг к другу молодых - Андрия Бульбы (своего рода Ромео) и панночки Хелены Клигенфорс (своего рода Джульетты) исполнители ролей Юлия Хлынина и Леонид Тележинский обнимались и целовались на сцене в антракте все 10 минут.
Сам режиссер задается вопросами: «Могут ли быть счастливы сын православного фанатика и дочь идеолога новых европейских свобод? Не обречена ли такая любовь на смерть?». И сам отвечает, что это те вопросы, над которыми хочется размышлять и на которые можно поискать ответы в самой постановке.
Удивительно ансамблевый спектакль "Бульба. Пир" получился в театре на Малой Бронной. Сложный, яркий, разножанровый, с ювелирными работами артистов разных возрастов. На удивление современно нашедший отголосок от истории, описанной Николаем Васильевичем Гоголем в хрестоматийной повести, хотя на нее совсем не похожий.
По окончании его закрытой премьеры, прошедшей на сцене во Дворце на Яузе, было заметно, что многочисленные зрители выходили со спектакля возбужденные. Некоторые останавливались на высоких ступеньках перед спуском вниз немного ошеломленные от увиденного и в раздумье. У каждого впечатления оказались свои, да, такие, что, как следует, не поразмыслив, не выскажешь. Но однозначно то, что всем постановка понравилась, не оставив никого равнодушным. Просто впечатление от представленного действа на сцене двоякое. Некоторые, не теряясь, искренне признавались, что надо еще подумать, чтобы разобраться и понять то, что они увидели и почувствовали.
Прежде всего, конечно, всех впечатляет игра актеров и сама постановка, необычно сотканная из двух совершенно разных частей (двух действий), резко отличающихся друг от друга, в том числе по духу и содержанию, хотя взаимосвязанных. Мастера, сделавшие свое дело, спокойны. Актеры сыграли все, как могли.
А 28-летнего Александра Молочникова, который приобрел свое мастерство, в первую очередь как актер, в Российской академии театрального искусства (ГИТИСе) на актерско-режиссерском курсе знаменитого профессора, народного артиста России Леонида Хейфеца, ученика великих педагогов Андрея Попова и Марии Кнебель, все в унисон теперь называют "настоящим режиссером". Хотя режиссерского образования, как такового, он не получал, что сам и подчеркивает. Но уже прославился за последние шесть лет постановкой таких своих спектаклей, как «19.14» (2014), «Бунтари» (2015), «Светлый путь. 19.17» (2017) в Московском художественном театре имени А.П. Чехова.
При этом он, рослый и немного уставший от волнения красавец, еще по окончании пресс-показа (впервые показали этот спектакль полностью для представителей средств массовой информации), на брифинге, был скромен и немногословен, как будто все само собой получилось. Артисты в один голос говорят, что он даже не показывал, а все так хорошо объяснял. Причем, вторая часть спектакля по сравнению с первой, что нельзя было не заметить невооруженным глазом, энергоемкая и весьма экстремальная, где все участники «закружились» в безостановочном вихре действа. И при этом каждый был, словно, кто, во что горазд; просто какая-то казацкая бесовщина началась.
И играть здесь артистам, по всему, было особенно не просто. Видно, что актерам, исполняющим роли ярых и лихих по натуре казаков, которых в пылу ни перед чем не остановишь, досталась неимоверно тяжелая работа, в первую очередь, в физическом плане. Она требовала неимоверной сноровки, темперамента, выносливости и точного выполнения весьма замысловатых, временами даже опасных трюков, что требовало соблюдения максимальной осторожности при приближении друг к другу с саблями и кинжалами.
Небезынтересно, что претенденты на роли запорожских казаков проходили кастинг, в котором участвовало примерно 30 человек. Среди них пробовались и недавние студенты, в том числе Артем Давыдов, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова), ныне актер театра "Современник", который с большим удовольствием и без страха выполнял все требуемое на сцене в новом спектакле.
И, как оказалось, в спектакле перемежались приглашенные актеры разных ведущих театров Москвы. Так, Игорь Миркурбанов из Театра "Ленком" выступил в роли Готфрида Клигенфорса, главы богатейшей и старейшей из европейских фамилий, а также одноименного семейного фонда, борца за либеральные ценности, равноправие, эмпатию, толерантность и политкорректность, ценителя Вергилия и Горация. Своей неповторимой игрой и актерским обаянием он украшает спектакли, которые идут и на сценах других театров, включая МХТ имени А.П. Чехова. Здесь же он выступает своеобразным антиподом Тараса Бульбы.
С этой не простой ролью, требующей неуемной страсти, блестяще справился 38-летний заслуженный артист России Алексей Вертков, бесподобно владеющий своим искрометным актерским мастерством. Он выпускник режиссерского факультета (актерская группа) ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). Неоднократный лауреат престижных театральных премий, в 2006 году стал обладателем премии имени народного артиста СССР Михаила Царева в номинации за «успешное постижение профессии актера». Под руководством своего мастера он многие годы служит в театре «Студия театрального искусства», играя при этом в спектакле Театра Наций. В новой постановке «Бульба. Пир» он правдоподобно передает яростный характер главаря казаков, способного на необъяснимую для простого человека жестокость, с которой беспощадно расправляется с каждым, попадающим ему под руку. Он не только тиранит свою жену (Екатерина Варнава), которая на сцене предстает в неимоверно сложной роли матери-собаки с грудой распущенных волос в стае казаков, но и убивает сына - предателя.
Среди тех, кто своей игрой украсил спектакль, стала актриса театра имени Моссовета Юлия Хлынина, выступившая в роли изящной и по-современному гламурной панночки Хелены, от которой на протяжении всего действа исходили притягательные лучики любви и света, готовые положить конец вражде и соединить два противоположных друг другу мира. Она окончила актерский факультет Школы-студии МХАТ (мастерская Константина Райкина). Но еще во время учебы дебютировала на сцене театра «Сатирикон» в роли Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Среди других исполнителей была целая группа талантливых актеров Театра на Малой Бронной: Татьяна Лозовая (Фрея Клигенфорс), Олег Кузнецов (Хельми Клигенфорс), Людмила Хмельницкая (Бабушка Ульриха), Дмитрий Гурьянов (Тамада), Татьяна Тимакова (Ингихильда Клигенфорс), Леонид Тележинский (Андрий Бульба), Александр Голубков (Остап Бульба). А также актер театра и кино Гела Месхи (Матиас Клигенфорс).
Да и в роли казаков преимущественно выступили актеры этого театра, в том числе: Владимир Яворский, Аскар Нигамедзянов, Владимир Ершов, Егор Барановский, Илья Ждаников, Александр Макаров, Андрей Субботин, Александр Никулин, Даша Бондаренко, Екатерина Седик, Юлиана Варшавская, а также в прошлом актер Театра на Малой Бронной Никита Салопин.
С ними же и замечательный художник Максим Обрезков, окончивший аспирантуру Российской академии театрального искусства (кафедра сценографии профессора Сергея Бархина) и ныне просто нарасхват в разных театрах, хотя является главным художником Государственного Академического Театра имени Евгения Вахтангова.
Постскриптум. По признанию Александра Молочникова, работа над спектаклем «Бульба. Пир» началась в середине декабря прошлого года. «Можете себе представить? Прошло десять месяцев почти!». И премьера переносилась дважды. В первый раз — с апреля на сентябрь из-за карантина. Второй — с сентября на октябрь из-за болезни режиссера. И, вот, третья попытка удалась. Но главное, что первый спектакль официально состоялся 2 октября с.г. И в этот день неожиданно для всех участников спектакля случился необыкновенный подарок судьбы. Он заключается в том, что спектакль начинается со дня рождения отца западного Готфрида Клигенфорса в исполнении Игоря Миркурбанова, у которого 2 октября тоже день рождения. «Может, как-то не зря переносили», - улыбаясь, заметил режиссёр Александр Молочников.
На пресс-показе спектакля побывала Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: