Необычный «Нюрнбергский вальс»

Опубликовано 24.11.2020 в разделе В театр! | Москва

          

 

Новая премьера в Московском художественном театре имени М. Горького сначала прошла как пресс-показ. В зрительном зале - в партере и на бельэтаже было достаточно тех, кто захотел окунуться в историю многолетней давности. Все зрители сидели друг от друга на определенном расстоянии и в масках. Кое-где раздавались покашливания, что настораживало. 


    Сам же спектакль под необычным названием "Нюрнбергский вальс" начался завораживающе: с хорошо знакомой песенной музыки советских времен и весело танцующих под нее многочисленных девушек и парней... А вообще в спектакле в основном звучит музыка Рихарда Вагнера, а также Игоря Стравинского, Ежи ПетерсбургскогоЭнрике Сантеухини, Ильи Шатрова, Евгения Юрьева. 

 

К чему все это? К тому, что в нынешнем году исполнилось 75 лет с тех пор, как 20 ноября 1945 года во Дворце юстиции города Нюрнберг в Германии начал работу Международный военный трибунал, означавший суд над нацистскими преступниками, развязавшими Вторую мировую войну, в которой погибли миллионы безвинных людей. И все, что было доказано в ходе Нюрнбергского процесса, никак нельзя противопоставить любым попыткам пересмотреть итоги самой страшной войны в истории человечества.  

 

В основе спектакля пьеса писателя, драматурга, историка и юриста Александра Звягинцев "И воздастся вам". Изучив огромное количество документов Нюрнбергского процесса, открыв много важнейших фактов, которые были стерты временем, Александр Григорьевич решил повествовать о них через своих героев. 

 

Режиссер-постановщик - 30-летняя театральный режиссёр, актриса, педагог по актерскому мастерству, литовка по происхождению, Грета Шушчевичуте, окончившая шесть лет назад мастерскую народного артиста России Сергея Соловьева во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). 

 

Новая постановка МХАТ претендует на спектакль «большого стиля». Она идет в декорациях, воспроизводящих интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия, которые задумал художник-сценограф Дмитрий Разумов, объединив эстетику бюргерского дубового буфета с декором зрительного зала театраИ именно для того, чтобы дубовые лакированные панели МХАТ при монтировке с декорациями стали одним целым, создав для зрителя эффект присутствия, что и происходит на самом деле, когда одна декорация сменяет другую. 

 

Невольно все сидящие в зрительном зале следят не только за интригующим ходом Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками, став  своеобразными свидетелями проведения военного трибунала, но и одновременно наблюдают за драматически разворачивающейся любовной историей героев, работающих на процессе в составе двух групп переводчиков. Он – Денис Славин, капитан разведки, военный переводчик из Советского Союза (Анатолий Руденко),  она – русская девушка из семьи эмигрантов из Франции Ирина Гагарина, княжна, переводчица французской делегации (Елизавета Арзамасова). И порой даже кажется, что этому посвящена большая часть трехчасового спектакля из двух действий с одним антрактом. 

 

И совсем не случайно главной драматургической линией через весь спектакль проходит музыка немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883), которую, как известно, любил фюрер и которую, оказалось, любит главная героиня: эта музыка изменила в итоге жизнь главного героя.  

 

Большой интерес в постановке вызывает образ Татьяны Владимировны Трубецкой, княгини, руководителя аппарата французской делегации, элегантно преподнесенный актрисой театра МХАТ, заслуженной артисткой России Ириной Фадинойкоторая в свое время окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.  

 

Особо впечатляет обворожительная Ирина Линдт, безбоязненно воплотившая на сцене образ певицы, актрисы и секс-символа Марлен Дитрих, не на шутку сразив публику своим красивым вокалом и грациозной статью, что вместе с экстравагантным черным длиннополым платьем (художник по костюмам Наталья Войнова), в котором она выходит на просторную сцену, оставляет неизгладимое впечатление. Актриса не только исполнила  песни из репертуара Марлен Дитрих, в том числе: «Lili Marleene» Норберта Шульце, «In den Kasernen» Филиппа-Жерара, «Ich werde dich lieben» Брюса Уэлча, но высокопрофессионально спела арию Елизаветы из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». 

 

Все актеры, участвующие в спектакле, в том числе в массовках (одни исполняют роли московской молодежи, переводчиков, другие - узников концлагерей, конвоиров и солдат союзников и даже героев древнегерманского эпоса), выразительны каждый по-своему. 

 

Запоминаются Юрий Коновалов в роли председателя суда Джеффри Лоуренса 

 

заслуженный артист России Максим Дахненко в роли  Романа Андреевича Руденко, главного обвинителя от СССР; и Михаил Сиворин, представлявший Роберта Хьюаута Джексона, главного обвинителя от США. А также актеры, на чью долю выпало играть подсудимых в количестве пяти человек. Среди нихСтанислав Курач (Герман Геринг), Андрей Айсин (Вильгельм Кейтель), Артемий Оя (Рудольф Гесс), Владимир Халтурин (Иоахим фон Риббентроп) и заслуженный артист России Сергей Галкин (Эрнст Кальтенбруннер). 

 

Актриса Лариса Голубина трогательно сыграла свою героиню Марию Соболеву-Тюссо, подругу Ирины Гагариной, выступившую в роли свидетеля на процессе.  

 

Переломным моментом исторического процесса явились свидетельские показания фельдмаршала Фридриха Паулюса (Олег Цветанович)рассказавшем о плане «Барбаросса», определившем сроки нападения на СССР. Примечательно, что многие обвиняемые забыли или не знали, что попавший в плен под Сталинградом Паулюс жив. И, конечно, не могли предположить, что советская сторона рискнет привезти фельдмаршала в американскую оккупационную зону. 

 

При создании спектакля использовались уникальные документы, раскрывающие подробности этой операции, когда никто не мог гарантировать, что, оказавшись перед лицом судей, Паулюс повторит свои показания. А он сделал это, разрушив систему защиты Геринга и других военных преступников. Девятерых из них «суд народов» приговорил к высшей мере наказания – смертной казни. 

 

20 ноября 2020 года в Московском художественном академическом театре имени М. Горького состоялась официальная премьера спектакля "Нюрнбергский вальс".  

 

 

 

 

На пресс-показе побывала Алла Буловинова 

Автор фото - Наталия Губернаторова  

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники