«Реквием» Верди в «Геликон-опера».
Пока мы помним, они живы. О ценности человеческой жизни, о том, что невозможно забыть. К 75-летию Нюрнбергского трибунала в «Геликон-опере» исполнили «Реквием» Верди.
Соединение музыки и документальной кинохроники создает диалог эпох. Непростое по исполнению и смыслу философское произведение теперь понятно каждому: мессу перевели с латыни на русский язык специально для этой постановки. Музыка и голоса звучат на фоне страшных образов Холокоста и блокадного Ленинграда. Несмотря на большие сольные партии, главная роль — у хора. Тихая коллективная молитва в начале постановки к середине произведения перерастает в крик о помощи. Крик о людях, которые не пережили войну, и о нашей памяти, которая хранит имя каждого.
За дирижерским пультом Филипп Селиванов. Сольные партии: Анна Пегова, Ирина Окнина, Александра Ковалевич, Иван Гынгазов, Виталий Серебряков, Алексей Тихомиров, Александр Киселев и Дмитрий Скориков.
«Видеопроекции, те герои, которые на сцене, они просто абсолютно сливаются с музыкой Верди…Уникальный проект. Обычно, когда исполняют «Реквием», его исполняют на латинском языке. И зрители слушают эту гениальную музыку, и только некоторые из них знают содержание – что конкретно в этих словах произносится», - заявил художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
Геликоновская постановка - это реквием по миллионам жертв Второй мировой войны: солдат и мирных, ни в чем не повинных жителей. «Реквием» Верди — это заупокойная месса, предназначенная для церковных богослужений. Написана на латыни, но чтобы позволить российскому зрителю вслушаться, и главное, вдуматься, режиссер постановки Сергей Новиков решил сделать свой, адаптированный перевод.
«Здесь нужно максимально приблизиться, с одной стороны, к смыслу этой мессы, с другой стороны, нужно помочь вокалистам и сохранить те фонемы, которые для них важны, особенно в верхней тесситура. Такой, в общем, математический пазл», - объяснил режиссер.
Одни элементы мессы исполняет хор, другие — солисты. Музыка дополняется документальной военной хроникой. На экране — страшные кадры, снятые в блокадном Ленинграде и в Освенциме, и записи узников из личных дневников — тех, кто видел события Второй мировой своими глазами.
«Это было незабываемо… Трогающие до глубины души - великая музыка Джузеппе Верди в сочетании с сильной, пронзительной постановкой Сергея Новикова, посвященной самым страшным событиям 20 века», - эмоционально высказалась после спектакля в «Геликоне» одна из зрительниц.
Сабадаш Владимир.
Фото – пресс-служба.
Окультурить друзей: