“Мы, герои”
Нежданно-негаданно на сцене Российского академического молодежного театра на фестивале «Уроки режиссуры» в рамках IY Биеннале театрального искусства произошла любопытная встреча со спектаклем под незамысловатым названием “Мы, герои”. Его поставил по пьесе французского драматурга Жана-Люка Лагарса, написанной в 1993 году, известный главный режиссёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Олег Рыбкин. По жанру спектакль можно отнести к трагикомедии. Почему?
Да потому, что он – «пронзительное и трогательное высказывание о хрупкости человеческой жизни в трагические моменты истории». Как оказалось, его герои вовсе не «герои» в обычном понимании этого слова. Они представляют лишь театральную труппу артистов - неудачников, скитальцев и изгоев. Их судьбы, их страдания в поисках любви, счастья и безопасности можно было бы посчитать комедией, если бы не знание того, что эти события происходят в центре Европы, на которую надвигается угроза Войны и что над частными судьбами «героев» сгущается настоящая угроза гибели.
Режиссер этого спектакля, окончивший в 1993 году мастерскую Петра Фоменко по специальности «режиссёр драматического театра» в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), знаменит своими постановками в театрах разных городов России и за рубежом. Он ставил в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Софии и др. Многие из них показывали на международных театральных фестивалях Европы и на российских фестивалях, включая «Золотую маску», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль», Биеннале театрального искусства, «Балтийский дом» и т.д. Еще в 2012 году Олег Рыбкин стал лауреатом премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова.
Примечательно, что спектакль «Мы, герои» оказался его восьмым спектаклем, который был номинирован в этом году в шести основных номинациях на Национальную театральную премию «Золотая маска», в том числе за работу режиссера. Но премию в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре» получила Фагиля Сельская. Она - соавтор нескольких постановок Олега Рыбкина.
Любопытно, что первое действие спектакля началось с появления в узеньком пространстве сцены РАМТа одиннадцати разношерстных, почти клоунских персонажей – «актеров бродячего театра», индивидуальное самовыражение которых не могло не привлечь к себе пристального внимания. Все они как-то сходу принялись выяснять причины и выражать неудовольствие и негодование по поводу того, что у них получился провальный спектакль, что, собственно, их сильно огорчило и раздосадовало.
При этом они попеременно, как маленькие и недовольные собой дети, наивно делились своими глубокими переживаниями и пытались найти оправдание случившемуся и получить сочувствие и поддержку друг друга.
Правда, поначалу было не ясно, куда они пришли, и что замкнутое пространство на самом деле являло собой железнодорожный ангар на одной из неизвестных станций. Хотя иногда казалось, что они куда-то едут целым табором или наоборот, будто проходящий мимо них на огромной скорости поезд, оставлял за собой световые блики в расположенных на заднике сцены загрязненных окнах.
Понять, на первый взгляд, невообразимо сумбурно происходящее действо с участием «героев», было трудно, в том числе взаимоотношения их друг с другом. Хотя постепенно выяснялось, что кто-то здесь был чьим-то мужем, а кто-то готовился к помолвке. О ней все время напоминали Рабан (Виталий Козырев) и Жозефина (Виктория Болотова).
И что интересно, все персонажи были в активном движении по отношению друг к другу, они постоянно переходили с одного места на другое, снимали с себя сценические костюмы, в которых поначалу вышли на сцену, и как-то незатейливо переодевались в другую, более привлекательную одежду. А после того, когда тот или иной персонаж смывал с себя грим, можно было отчетливо увидеть разные очень симпатичные мужские и женские человеческие лица.
Нельзя не сказать, что первое действие, на самом деле, было немного затянуто, однообразно и утомительно. Но до тех пор все-таки, пока актеры не разнообразили мизансцену: они поставили длинный стол на середину сцены, накрыв его белой скатертью, и расположились за ним все вместе, отдавая предпочтение дружескому общению между собой.
И сразу стало понятно, что главное в этом спектакле – это всепоглощающая игра всех актеров и то, как мило они перевоплощались в того или иного «героя», целиком захватывая в свою интригующую игру безотрывно наблюдающего за ними даже неискушенного зрителя.
Каждый персонаж оказался хорош по-своему. Да, к тому же, актеры, представляющие по-своему каждого из героев спектакля, через определенное время поочередно подходили к микрофону и замечательно пели на немецком языке, демонстрируя свои незаурядные вокальные способности под живой оркестр, в котором шесть музыкантов сопровождали их выступления на скрипке, аккордеоне, фортепиано, тромбоне, контрабасе и ударных.
Среди участников спектакля: заслуженная артистка России Наталья Горячева (Мадам Чиссик), Георгий Дмитриев (Карл, сын); заслуженная артистка России Светлана Ильина (мать), Борис Плоских (отец), Виталий Козырев (Рабан), Виктория Болотова (Жозефина, старшая дочь), Ольга Белоброва (Эдвардова, младшая дочь). А также Станислав Линецкий (Макс, лучший друг Рабана, мечтающий вырваться из затянувшей его рутины). Это был единственный актер, который по ходу спектакля так и остался в своем клоунском гриме, придающим ему шарм настоящего лицедея. И почти «под занавес» спектакля он не только превосходно исполнил красивый зонг, но появился на сцене в блестящем узком экстравагантном женском платье, элегантно обтягивающим все его мужское тело. Это зрелище не могло не ошеломить и не привести в восторг зрителя.
P.S. Еще когда опускался занавес после первого действия, на большинство зрителей нашло все-таки мудрое просветление: несмотря ни на что, надо досмотреть спектакль. И это было правильное решение. Перевоплощение красноярских артистов в "актеров бродячего театра" оказалось не в шутку, а всерьез успешным и привлекательным. А всему виной пьеса Жан-Люка Лагарса (1957-1995), который стал одним из самых широко известных современных французских драматургов после своей смерти. И, конечно, встреча с режиссером-постановщиком спектакля Олегом Рыбкиным, который по-новому раскрыл актерские дарования Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина, позволив в очередной раз высоко оценить его творческую работу над воплощением задуманного в спектакле «Мы, герои».
На спектакле побывала Алла Буловинова
Фото Ольга Швецова
Окультурить друзей: