«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами».
Так говорит чеховский дядя Ваня.
В эпоху непрекращающейся пандемии Московский губернский театр решился на эксперимент - премьеру спектакля «Дядя Ваня», где режиссером и исполнителем главной роли стал Сергей Безруков, показали одновременно в двух форматах - офлайн, на сцене, и онлайн, на официальном сайте театра.
Полторы сотни лет прошло, а одно из самых известных и выдающихся произведений мирового театрального репертуара, пьеса Антона Павловича Чехова актуальна как никогда.
Главный герой, Иван Петрович Войницкий, к своим 47 годам приходит к горькому осознанию, что жизнь прошла бессмысленно, отдана в жертву бездарному Серебрякову, которым он прежде восхищался. Войницкий отчаянно бунтует и пытается найти спасение в любви, но время потеряно безвозвратно…
Вслед за дядей Ваней все герои постановки истово следуют и поклоняются своим миражам и иллюзиям. И главное свойство души — любовь, здесь оборачивается или пошлым фарсом, или демонстративной жертвой, а то и просто сияет неживым, призрачным светом из прошлого. Разжечь и сохранить огонь в душе, пробудить свое сердце к взаимной любви, дарованной Богом — на мгновение это огромное, главное счастье кажется возможным для героев, но, как во многих пьесах Чехова, — не суждено, недостижимо. И, увы, слишком поздно…
Режиссер спектакля Сергей Безруков предлагает зрителю уникальное исследование драмы человеческой души, лишенной взаимной любви. Главной темой спектакля, блестяще разыгранной труппой Губернского театра, становится поиск спасения, возможного только в любви. И в вере, дарующей эту любовь. Утекающая жизнь, посвященная самоедству и поклонению миражам и кумирам, проходит мимо, поглощая любовь, свет, добро и благородство. Боязнь любви не только погружает героев в болото пошлости, но и разрушает все вокруг и окончательно перемалывает жизнь некогда умных, добрых и талантливых людей. Отказ от таланта, потеря веры в Бога, в себя как в источник божественной любви, оборачивается нарушением законов жизни человеческой души… И как же это все близко нам всем, сегодняшним.
«Как и многие, я провел самоизоляцию среди ящиков с рассадой, сажая в огороде помидоры и огурцы, немного пожил деревенской жизнью. И в моей постановке все это будет: много рассады (в буквальном смысле) и деревенской жизни. Мы обыграем новую театральную реальность: в зале будут ящики с рассадой, которые мы разместим между зрителями, – это добавит и колорита, и актуальности. А маски и перчатки будут не только на зрителях в зале, но иногда и на артистах – причем, это оправдано чеховским текстом. Я сыграю Войницкого, своего ровесника – ему, как и мне,47 лет. Мне кажется, я придумал оригинальное решение этой пьесы, и надеюсь, что она зазвучит по-новому. «Дядя Ваня» — это история о потере веры: в себя, в людей, в жизнь. Но есть и другой пласт, не менее важный для меня. Здесь, как везде у Чехова – «пять пудов любви», но это пуды любви неразделенной, несчастной, запретной, которая не спасает, а губит. Нам важно поговорить об этом: о любви настоящей, которая спасает и дает силы жить, – и о более низменном ее аспекте, который приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту. Мне кажется, в наше время этот разговор очень актуален и нужен», - так говорит о своей работе режиссер постановки Сергей Безруков.
Пресс-показ для СМИ представили: Антон Хабаров, Карина Андоленко, Григорий Фирсов, Диана Егорова, Татьяна Павлуцкая/ Ольга Смирнова, Елена Цагина/Марина Бояринова, Михаил Шилов/ Степан Куликов. Над сценографией работали Сергей Безруков и Анна Матисон.
«Жизнь надо любить. А спектакли должны помогать любить жизнь» - говорит режиссер Евгений Писарев. И его слова перекликаются и с постановкой «Дядя Ваня» в Губернском театре и с нашей жизнью в период коронавируса.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: