«Лавр» Водолазкина во МХАТ Горького.
«"Лавр" – один из немногих русских религиозных романов после "Мастера и Маргариты", выдающийся текст, книга, которая останется со мной на всю жизнь. Именно о ней я подумал, когда стал размышлять о том, что можно поставить на сцене МХАТ из того, что сделать невозможно. Я сознательно сохранил структуру романа. И если Водолазкин написал житие, то и я хотел поставить житие. Хотя жанра такого нет ни в светской литературе, ни в театре. И в некотором смысле, это тоже амбиция МХАТ – реализовать подобный жанр в театре», – отмечает художественный руководитель МХАТ Горького Эдуард Бояков.
Пресс-показ для СМИ и гостей прошел с соблюдением всех санитарных норм. Журналисты увидели необычную сценографию (Александр Цветной), воплощающую принцип «жития в клеймах». Декорация постановки представляет собой иконостас, где попеременно оживают «ячейки». Задействована вся машинерия сцены, свет построен на современной проекционной технологии. Еще одним новшеством мхатовцев стало двухязычие диалогов - старославянский и современный русский. Смешение стилей считывается и в костюмах (Алиса Мелихова), соединивших в себе современные и средневековые элементы. Необычна и музыка (Кузьма Бодров) спектакля: русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, роком и хип-хопом.
Зритель не только окунается в уникальный религиозный трактат с темой покаяния, но и видит историю доброго, «положительно прекрасного человека». На сцену вместе с актерами МХАТ, народными артистами Валентином Клементьевым, Михаилом Кабановым, заслуженной артисткой Ириной Фадиной выходят народные артисты Дмитрий Певцов и Леонид Якубович, всегда иная Алиса Гребенщикова, а также восходящая звезда Евгений Кананыхин.
Сам автор Евгений Водолазкин отметил, что в его романе сходится очень много вещей, которые, на первый взгляд, совсем не предназначены друг для друга. «Русский современный и церковный славянский, пластиковые бутылки в лесу XV века и так далее. И вот абсолютно точно эта тональность была взята в этой постановке», - пояснил писатель. О результатах работы над постановкой автор «Лавра» сообщил представителям СМИ следующее: «Замечательно, что я могу сказать. Это удивительно. Это безумно сложный материал, и здесь надо было подходить как-то не клином. Это не могло быть в традиционном смысле пьесой. То есть это и есть инсценировка, но совершенно особая. И я, кто, в общем, хорошо знает текст романа, узнавал все до мелочей». И добавил главное - постановка воздействует не только на все пять чувств, но и на шестое чувство - чувство, «которое является душой».
Мхатовская постановка «Лавр» переносит зрителя в средневековую Русь XVI века. Главный герой травник-целитель Арсений переживает смерть своей тайной невенчанной жены Устины, которая умирает при родах. Арсений считает, что стал причиной смерти и хочет искупить свой грех, становится путешествующим травником, исцеляет людей. Он постригается в монахи, затем в схиму и принимает имя Лавр. Заглавную роль в спектакле исполняет Дмитрий Певцов. То ли раньше звездный актер Ленкома «шифровался», то ли мы его плохо знали… На исторической сцене МХАТ творческая харизма, профессиональная выучка и душевное актерство Певцова блеснуло во всей многогранности.
Неподражаемый Леонид Якубович в роли старца Никандра – воплощение духа и силы русского актера, каким он должен быть. Валентин Клементьев в образе Христофора – отдельная песнь таланта и обаянная, а Алиса Гребенщикова, воплотившая Устину - очередное уникальное перевоплощение поразительной актрисы. Заслуженные и маститые мхатовцы Михаил Кабанов и Ирина Фадина то ли сами «шлифовали» Евгения Кананыхина, то ли «подзаряжались» от его неиссякаемой актерской энергии.
«Я не знаю, почему режиссер пошел на такой риск и пригласил меня в эту постановку. Такой этюд на преодоление. Я читал автора много раз. Удивительный знаток и того времени, и той души. То, что сегодня произошло на сцене, как мне кажется, о чем я скучал и безмерно грустил - опять рождается русский театр, которого в мире нет, и никогда в жизни не было», - эмоционально высказался Леонид Якубович о своем приглашение во МХАТ и о самой постановке.
«Для нас, конечно, было необычайно важно и волнительно встретиться с этим текстом, поскольку здесь, кроме профессиональных задач, каждый участник этой работы пытался ответить для себя на какие-то важнейшие вопросы, человеческие, личностные», - рассказал Валентин Клементьев журналистам.
«Лавр» во МХАТ Горького – это спектакль про нас как людей, про нашу израненную душу, про жизнь и про любовь, про смыслы и про цели.
«Мне кажется, "Лавр " очень вовремя приходит на сцену. Произведение искусства должно нести веру, добро, любовь, радость, надежду и свет. Если этого нет - значит, это не искусство. Путь Лавра - если так можно сказать, классическая история святого. Мне очень нравится фраза: "Твое только то, что ты отдал другим". По православным понятиям любить – значит отдавать. И он отдавал... всю свою жизнь», - сказал главные слова о постановке народный артист Дмитрий Певцов, исполнитель роли Лавра.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: