Автор динамовской спортивной истории.
Щеглов Михаил Исаакович - спортивный журналист, историк спорта. Автор книг, посвященных знаменитым отечественным хоккеистам и футболистам, таким как Всеволод Бобров, Валерий Васильев, Виталий Давыдов, Константин Бесков. Один из составителей энциклопедического справочника «Российский футбол за 100 лет».
Продюсерский центр «Динамо» недавно выпустил книгу о тренере, сумевшем поработать со всеми московскими футбольными клубами. Не это ли повод поговорить с автором уникального издания « Футбольный режиссер Константин Бесков» Михаилом Щегловым.
Первый вопрос о главном прямо сейчас: Как вы переносите пандемию?
- Стараюсь соблюдать требования. Маска, перчатки. Уныло было весной, когда ввели самоизоляцию.
У вас недавно вышла книга о Бескове, а до этого вы выпустили истории жизни Васильева, Давыдова и Боброва. Есть что-то общее у ваших героев?
- Все они были отличными спортсменами и достойными людьми. Хотя характерами и нормами поведения они разнились. Виталий Давыдов являлся образцовым спортсменом и человеком во все времена. Валерий Васильев по молодости был парнем бедовым, но женитьба его до некоторой степени остепенила. Всеволод Бобров – спортивный гений – тоже мог пуститься в приключения, но меру знал. Константин Бесков – тема особая, но семьянином он был также образцовым. С героями книг мне повезло.
Как вы пришли в спортивную журналистику?
- В 1971-м был принят в общественный пресс-центр «Динамо», где делались лучшие в стране программы к футбольным матчам, выпускались буклеты, справочники и т.д. Из этих недр вышли несколько спортивных журналистов. Скажем, Павел Алешин много лет работал в «Футболе» и «Спорт-Экспрессе», а Сергей Чуев в «Советском спорте». Мне в штате редакций служить не довелось, газетные заметки писал от случая к случаю. Так что журналистика не была основной профессией, скорее являлась хобби. Уже накопив жизненный опыт, стал бить по крупным целям – писать книги. Как говорится, «ваять нетленку».
Справочник «Российский футбол за 100 лет» - кому пришла идея такого издания, и с кем вы над ним работали?
- Это была инициатива РФС. Костяк составляли члены общественного пресс-центра «Динамо», остальные москвичи больше мешали. О таких говорят, что амбиции не соответствуют амуниции. Реальную помощь получали из других городов – Киева, Тбилиси, Донецка, Ташкента. Правда, эту помощь пришлось мне оплачивать из своего кармана, поскольку гонорары РФС были мизерными. То издание было первым опытом такого рода, сейчас пригодилось бы в качестве «рыбы». Но внести поправки и осовременить, возможности нет. Никто издавать не хочет, в том числе и РФС. Жаль, потенциальные авторы не вечны. А работать в стол сейчас никто не хочет.
Если совсем просто – в чем разница между хоккеем и футболом? Только не отвечайте, что в хоккей играют шайбой, а в футбол – мячом.
- На этот счет в свое время высказался Всеволод Бобров: «В хоккее надо много бегать, а в футболе – много думать». Он имел полное право на такое высказывание, поскольку равно преуспевал в обоих.
В чем сходство, если таковое имеется, Бескова и Боброва?
- Когда в 1945-м они вместе играли за «Динамо» в турне по Великобритании, по словам Боброва, получалось у них удачно. Вместе они сыграли и на Олимпиаде-52. Там супергероем стал Бобров, но и не до конца залечивший травму Бесков тоже пользу принес. А игровая манера у них была совершенно разной. Бобров был солистом, бомбардиром. Бесков тоже немало забивал, но славен был как конструктор атак.
Выход книги в год 100-летия Бескова – так получилось, или было задумано изначально?
- Юбилейная дата стала поводом, но книга давно напрашивалась.
Если в нескольких предложениях – в чем феномен Бескова?
- Никакого феномена в тренерской работе, на мой взгляд, быть не может. Бесков являлся выдающимся тренером. Он был силен в двух ипостасях: как постановщик игры и педагог-методист. Но имелись и слабые стороны, в книге они показаны.
Как и кем «родилось» такое поэтичное название книги?
- Название выбрал я, считаю, что оно соответствует содержанию. Но определение «режиссер» ввел в оборот в свое время Лев Филатов.
«Динамо» и «Спартак» антагонисты. Как же так получилось, что Бесков тренировал обоих?
- Бесков называл себя профессиональным тренером и шел туда, куда звали. Он тренировал все московские клубы. Но получив отрицательный опыт в «Торпедо», ЦСКА и «Локомотиве», где его воспринимали как «чужака», изначально в «Спартак» не рвался. Подчинился партийному решению, принятому на высоком уровне.
Ваша книга буквально «напичкана» (извините за жаргон) мнениями многих, и не только спортивных, людей. Всегда ли они шли на контакт, или были шероховатости?
- На любопытный вопрос даю такой же ответ. Зв время работы над книгой специально для нее ни с одним человеком не разговаривал. Достаточно было других книг и газетных публикаций. Да и собственный опыт общения прежних лет пригодился. Тут вот что важно понимать. Обилие цитат, приводимые чужие мнения отнюдь не означают, что у меня нет своего. В такой книге, а она по жанру исследование биографии, для подлинности нужны высказывания и мнения тех, кто находился в командах Бескова. Построй я текст от первого лица, услышал бы немедленно в свой адрес: кто он такой, этот автор, был ли он при событиях?
Так же, в поистине уникальном издании, множество раритетных фото. Где и как вы их находили?
- Фотоархив для общественного пресс-центра «Динамо» много лет собирал Игорь Добронравов. Пришлось многое отсканировать в разных изданиях, кое-что заимствовать и из интернета.
Игорь Кио не без гордости считал себя «учеником Константина Ивановича». Это говорит о том, что распознавать талант в человеке Бесков мог не только в спортивной среде?
- Бесков видел в подростке футбольные способности, но отец сделал его своим преемником в профессии. Как Бесков мог разглядеть в Кио будущего иллюзиониста?
Почему Братья Старостины в 1976 году предложили именно Бекову вытаскивать «Спартак» из первой лиги?
- Это был выбор конкретного человека – Андрея Петровича Старостина. Он знал Бескова по совместной работе в сборной СССР и верил в его тренерский талант. Старший брат – Николай Петрович – влиять на события тогда не мог, поскольку находился не у дел. Собственно, он и вернулся в «Спартак» благодаря Бескову. При этом Старостин-старший все годы воспринимал Бескова как человека из лагеря принципиального противника. Конфликты до своей кончины сглаживал Андрей Петрович. А когда его не стало, Николай Петрович добился отставки Бескова. Для этого ему потребовался ровно год.
У автора литзаписи книги Бескова «Моя жизнь в футболе» Эдуарда Церковера возникла такая ассоциация: Бесков-рыбак. «Зашло»?
- Это была попытка пошутить, не более того. Бесков шутки не принял. Но страсть помимо футбола у него была – голуби. Всегда держал голубятню.
Как вы думаете, не корил ли себя Бесков за «отрезанное мясо» - Михаила Булгакова?
- Маловероятно, Бесков не был сентиментален. Не устраивал его игровой уровень футболиста, зачем ему лишний человек в команде? А что касается Миши Булгакова, то когда его спросили, знает ли он о существовании писателя Михаила Булгакова, он ответил так: А он меня знает? Вот такой человек из Курска.
Чемпионство 1979 года стало возможным благодаря переходу на атакующую систему игры, когда «вперед пошли все игроки обороны»?
- Это один из важных игровых аспектов, Бесков это подчеркивал. Но, на мой взгляд, более важным был атакующий дуэт Гаврилов – Ярцев. Да и юный Черенков уже набирал высоту.
Пресловутый «триумвират» в сборной - это изначально было ошибкой, или «три медведя» могли сработаться?
- Этот «триумвират» Бескову навязали в ЦК КПСС. Ничего путного не получилось, существенно пострадал тренерский авторитет Бескова. После чемпионата мира 1982 года он излил душу в письме секретарю ЦК КПСС Черненко, но сочувствия не встретил.
Бесков сорок лет тренировал, он единственный, кто возглавлял все московские клубы, девять подряд попаданий в число призеров со «Спартаком» - это возможно превзойти?
- По стажу тренерской работы его может превзойти Юрий Семин, если продолжит работать. Годичные перерывы или временный отход от практической работы на общий стаж не влияют. Остальные рекорды представляются вечными. Сейчас тренеры подолгу в командах не работают.
Про «не мог слушать других людей» - это действительно относится к Бескову?
- Это утверждение людей, которые работали под началом Бескова. Надменность, высокомерие были ему, к сожалению, свойственны. Это и не позволило стать тренером-победителем, о чем в книге есть отдельная глава.
«Высокие требования нужно предъявлять в первую очередь к себе», - говорил Бесков. Кто из нынешних тренеров или спортсменов следует этому правилу?
- Достаточно назвать того же Юрия Семина.
Ваши пожелания нашим читателям в канун Нового Года.
- Сейчас принято желать здоровья и благополучия. Я бы сделал акцент на первом.
Михаил Щеглов готовит к печати новую, не менее уникальную и познавательную книгу, на сей раз о Гаврииле Дмитриевиче Качалине. Пожелаем же ему скорейшего окончания рабочего процесса, а нам с вами – интересного чтения. Ведь бумажная книга, в том числе и благодаря усилиям Продюсерского центра «Динамо», далеко не умерла.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов и Андрей Поляков.
Окультурить друзей: