Андрей Цветков-Толбин: «Если мы не можем поехать в Иерусалим, то Иерусалим приехал к нам».
Вот и завершился последний, четвертый спектакль оперы Георга Фридриха Генделя «Ринальдо» Андрея Цветкова-Толбина. В этом году для режиссера эта постановка стала по счету пятой в рамках проведения пятой юбилейной ежегодной Международной оперно-симфонической лаборатории «NEW OPERA WORLD”-2020, организаторами и вдохновителями которой являются замечательные, высокопрофессиональные в своем деле Анна Селиванова и Екатерина Карпова.
Небезынтересно, что все спектакли на либретто Джакомо Росси по эпической поэме Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» исполнялись на итальянском языке и впервые проходили на сцене Зеркального зала Москонцерта, что на Пушечной улице, 4.
Оркестр под управлением дирижера Григория Королева на протяжении всего двухчасового захватывающего действа звучал мелодично и красиво, донося до слушателя малейшие оттенки загадочной, неповторимой и ни с чем несравнимой барочной музыки.
А оперная труппа, состоящая из молодых солистов, не переставала удивлять, как в первом, так и во втором действии, вызывая восхищение исполнительским искусством, заключавшимся не только в вокале, но и в естественном артистизме, умении вживаться в самые сложные образы.
Уже «под занавес», когда разошлись зрители и артисты, на сцене приступили к уборке декораций, а в зале притушили свет, удалось поговорить с создателем необычного спектакля «Ринальдо» Андреем Цветковым-Толбиным.
И он сразу, опередив наводящий к нему вопрос, сказал, почему взялся за постановку не простой оперы "Ринальдо", мировая премьера которой, по уточненным данным, состоялась в лондонском театре «Хаймаркет» 24 февраля 1711 года. А после этого она вообще не ставилась вплоть до XX века.
= Сейчас наступило именно то время, когда многие, к какой бы конфессии не принадлежали, не могут попасть в Израиль, в Иерусалим, на Святую Землю. Поэтому этот спектакль имеет для меня еще свой код: «Если мы не можем поехать в Иерусалим, то Иерусалим приехал к нам».
На самом деле этот спектакль возвращает нас в события первого Крестового похода на Святую Землю, который случился в XI веке. И это одновременно для нас некое паломничество в мир эпохи барокко. Это паломничество происходит ко всему святому, как в искусстве, так и в человеческих ценностях. И этот мной поставленный спектакль именно об этом. Он в воскрешении не только Иисуса Христа и битва за его Гроб Господень. Но это есть битва за справедливость и все человеческое.
Опера не случайно называется по имени главного героя «Ринальдо». Это - первый рыцарь, который как раз отправляется за спасением Гроба Господня. А Готфрид – это король, дочь которого Альмирена пообещана после успешного крестового похода в жены Ринальдо. Его брат - герцог Эвстазий. Здесь существуют фантастические герои – сирены. Есть волшебница и царица Армида. И мусульманин Аргант – царь Иерусалима. Примечательно, что по сюжету мусульмане – Аргант и Армида в конце оперы принимают христианство, а в финале совершается обряд их посвящения, и город в результате отдают христианам. И как бы их миссия на этом была выполнена. При этом дочь Готфрида Альмирену выдают замуж за Ринальдо. Вот, такой хороший конец у оперы.
В этом спектакле зрители увидели первую редакцию оперы «Ринальдо» с расширенной партией Эвстазия. А всего таких редакций три, в том числе: 1711, 1717 и 1731 гг. И что важно, в спектакле звучали не только струнные: скрипки, виолончели, контрабас и т.д., на которых держится барочный оркестр, но и аутентичный клавесин, и орган. Правда, на лютни денег не хватило.
- Вы покупали инструменты музыкантам?
= Нет, участники Международной оперно-симфонической лаборатории «NEW OPERA WORLD» выступали каждый со своим инструментом.
- Когда начали работать над оперой?
= Две недели назад состоялась первая встреча всех участников спектакля.
- И за такое короткое время они все выучили?
= Они приехали для участия в спектакле уже с выученными партиями. Нам оставалось просто все собрать и «склеить» между собой. А также поставить замечательные декорации, которые сделал художник-постановщик Сергей Новоявчев. И подготовить оригинальные костюмы, за которые отвечал Ёргос Погосян, в прошлом выпускник Сочинского института моды, бизнеса и права. Несколько лет назад он стал финалистом в реалити-шоу «Подиум» на MTV. Он также участвовал в различных международных конкурсах молодых дизайнеров, а сейчас является одним из топовых модельеров.
- Сколько было составов исполнителей в спектакле?
= В спектакле было два полноценных состава. В последнем партии исполняли: Депутатова Ольга (Готфрид, командующий армией крестоносцев), Шкарупина Татьяна (его дочь Альмирена, нареченная Ринальдо), Дъякова Аня (герой Ринальдо, нареченный Альмирены); Краснова Кира (Эвстазий), Соколов Василий (Аргант, король Иерусалимский, возлюбленный Армиды), Бакурова Екатерина (Армида, волшебница, королева Дамаска, возлюбленная Арганта) и др.
- Кто эти участники?
= Ведь известно, что Международная оперно-симфоническая лаборатория «NEW OPERA WORLD» создана для тех, кто, окончив творческие учебные заведения, может быть, еще не пристроился в театр, но хотел бы попробовать себя на оперной сцене. Или это еще студенты московских или иногородних музыкальных институтов, училищ и прочих учебных заведений. Они представляют такие города, как: Тольятти, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Петербург, Москва и даже Волгоград.
- Чем завершилось их пребывание в такой уникальной лаборатории, где им посчастливилось проявить себя как истинным профессионалам?
= По окончании последнего спектакля всем исполнителям был выдан СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА ОПЕРНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «NEW OPERA WORLD» 2020, подтверждающий их успешное завершение двухнедельного интенсивного курса вокального и актерского мастерства, включающего мастер-классы, индивидуальные уроки, а также выступление в оперной постановке «Ринальдо» в той или иной партии на сцене Москонцерта. Сертификаты, которые подписала генеральный директор лаборатории Анна Селиванова, также получили все музыканты, занятые в оркестре.
- И все-таки, почему для показов спектаклей была выбрана площадка Москонцерта, хотя раньше спектакли шли на Камерной сцене имени Б.А. Покровского?
= Потому что это – настоящий Дворец! Здесь все максимально приближено к тем условиям, которые были изначально, когда играли эту оперу.
С Андреем Цветковым-Толбиным смогла пообщаться Алла Буловинова
Постскриптум: Если по первому образованию 36-летний Андрей Цветков-Толбин – артист музыкального театра и кино, то по второму – режиссер. А по основному месту работы он солист Камерной сцены имени Бориса Покровского в составе Большого театра. При этом является режиссёром Оперного театра-студии Российской академии музыки имени Гнесиных и обладателем первой премии Второго международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера» в 2015 году.
С 2016 года художественный руководитель Международной оперно-симфонической лаборатории «NEW OPERA WORLD», в рамках которой осуществил свою первую постановку «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. А затем, в 2017 году, появилась «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, в 2018-м «Кармен» Жоржа Бизе, в 2019-м «Сестра Анджелика» Джакомо Пуччини, которые с успехом проходили на сцене Московского камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского (с 2018 года Камерная сцена имени Б.А. Покровского Большого театра). И теперь уже пятой постановкой стала опера «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя, прошедшая на сцене Москонцерта.
Фото автора
Окультурить друзей: