"День Опричника" в театре "Ленком"
«Всем, у кого высшее образование - срочно в Кремль!»
В 90-е годы афиша Ленкома настолько пестрила именами звезд (а именно, в то время наших выдающихся артистов и стали по заграничному ласково величать- звездами), что театр по количеству звезд первой величины в один вечер, на одной сцене был впереди планеты всей (по-крайней мере Театральная Москва сама по себе отдельная планета). Аншлаги в это застойное время для русского театра у Ленкома были, что уж там говорить, невероятные. Никто не говорит, что это время прошло, но годы идут - одни уходят, другие приходят на смену, кризис, ввалившийся на театр в середине нулевых, когда потихоньку уходила старая гвардия в лице Александра Абдулова, Олега Янковского и, покинувшего сцену по всем известным причинам Николая Караченцова, даром едва ли прошел.
Глядя в программку нового спектакля Марка Захарова «День Опричника», первым приходит в голову, что по количеству не только звезд, но и просто ярких и неординарных артистов на одной сцене, в одном спектакле - этот спектакль может бить определенные рекорды (скажем, например, Вахтанговскую «Пристань» в расчет не берем, здесь случай особый).
Марк Захаров давно присматривался к прозе Владимира Сорокина. Для театрального мира проза Сорокина пока ещё только открывается. Пару лет назад вышел по-своему интересный спектакль режиссера Марата Гацалова по роману Сорокина «Теллурия» на Новой сцене Александринского театра. С первого захода поставить спектакль по роману «День Опричника» не получилось, со второго захода, наконец, звезды сошлись. Впрочем, по просьбе автора- Владимира Сорокина, Захарову пришлось обратить внимание ещё и на роман «Теллурия» (от «Теллурии» в итоге в спектакле остались два ярких монолога Ивана Агапова, а именно его героя Демьяна Златоустовича, говорящих о путаницах в головах сегодняшних людей) и в итоге получилась антиутопия, поставленная уже по двум романам выдающегося, по мнению режиссера Захарова, писателя современности. Собственно, нельзя здесь не дать себе волю процитировать самого Захарова о Сорокине и его драматургии:
«Владимир Сорокин – выдающийся русский писатель, и что особенно приятно – наш современник. Я считаю его продолжателем гоголевской традиции.
Сегодня Владимир Георгиевич Сорокин вызывает неоднозначное к себе отношение, но это, как правило, свойство большого писателя, который открывает нам тайны человеческого естества, не страшась самых тёмных его сторон.
В романах «День опричника» и «Теллурия» сконцентрированы фантасмагорические видения, которые могут материализоваться в нашем Отечестве, если мы разучимся отличать болезненный садизм от светлых сторон русской души; если мы будем воспевать тиранов и ставить им памятники.
Злая, временами эпатажная сатира обладает у Сорокина целебными свойствами, и самое для меня важное - он новый и замечательный комедиограф. Его проза остроумна и непредсказуема.
Разумеется, это не значит, что этими свойствами обязательно обладает наш спектакль. Что у нас получилось – не мне судить. Впрочем, мы надеемся на Ваше доброе расположение.»
Надо сказать, что репетировался спектакль слаженно, весь театр радел и болел за выпуск спектакля всей душой, что немаловажно. Всем артистам (достаточно востребованным) удавалось находить время в своем напряженном графике на работу над этим спектаклем. Радостно видеть на сцене, например, прекрасную, яркую, неповторимую, гротесково-эксцентричную Татьяну Кравченко в роли ясновидящей Прасковьи Мамонтовой (по совместительству матери главного героя-опричника Комяги). Кравченко играет первую за девять лет премьеру в родном театре, за это время, успев получить невероятное признание у всей зрительской массы нашей необъятной родины (за счет сериала «Сваты»), также стать одной из самых востребованных в современной коммерческой антрепризе актрис, и получить, наконец, новую роль в родном театре. Есть у режиссера-постановщика великого Марка Захарова небольшие предубеждения относительно зрительского приема нового спектакля, особенного считывания, заложенных автором в романах и в спектакле (действие в спектакле к слову происходит на 100 лет позже чем в романе) смыслов . Но если даже рядовой зритель, и не будет понимать всего, то колоссальное удовольствие от работы артистов он получит в любом случае. Невозможно пройти мимо новой работы Леонида Сергеевича Броневого в роли Князя Собакина, актера, ставшего одним из символов театра «Ленком» Захаровского периода, одним из его любимых актеров и просто верных соратников и товарищей.
Все актеры в новом спектакле Захарова создают яркие, сами по себе колоритные образы: Виктор Раков, Александра Захарова, Александр Сирин, Дмитрий Певцов / Виктор Вержбицкий, Иван Агапов, Антон Шагин / Станислав Тикунов, Сергей Степанченко, Владимир Юматов (прекрасный артист, приглашенный Захаровым из театра «У Никитских ворот») и другие.
Настоящий театрал никогда не позволит себе пройти мимо новой работы Марка Захарова, особенно когда в спектакле сходятся много любопытных компонентов, включая интересную драматургию и большое количество прекрасных актерских работ.
Текст Ильи Золкина, речь Марка Захарова с официального сайта театра "Ленком", фото Михаила Гутермана взяты из социальной сети Facebook.
Окультурить друзей: