Андрей Поляков: «Добро пожаловать в Новую Эру Телевидения!»

Опубликовано 06.01.2021 в разделе Искусство | Москва

 

Андрей Поляков, главный редактор Агентства Популярной Информации API TV, а также известный исследователь древних цивилизаций, в последнее время редко даёт интервью коллегам-журналистам. Но для нас он сделал исключение. В частности, он рассказал о своём новом телепроекте, вспомнил свой путь в журналистке, и слегка коснулся темы Ноева ковчега. 


- Андрей Борисович, в последние 10 лет вы стали редким гостем в телепрограммах, хотя в Интернете ведете довольно интенсивную жизнь. Судя по разбросу тем, круг ваших интересов достаточно широк. В чём всё-таки ваш профессиональный приоритет? 

- Интересов всегда было достаточно много, и они как-то мирно сосуществовали во мне. Но приоритет всегда отдавался видео. 20-30 лет назад это было телевидение, сегодня опять же телевидение, но уже в несколько другой форме. 

 

- Вы имеет в виду ваш телеканал API TV DANCE? 

 

- Да. По сути, это тот же потоковый телеканал, но он уже создан по отличным от традиционного телевидения лекалам. 7 лет назад мы чётко попали в аудиторию, танцы на телевидении показывали в качестве отельных проектов, многие из которых попросту не давали танцорам раскрыться. Мы часто заходили тогда на различные танцевальные соревнования, фестивали и увидели, что в залах аншлаги, а на телевидении никто этого не видит. В 2015-м году мы открыли сразу 7 потоковых телеканалов в Интернете под общим логотипом «API TV» и все они, благодаря относительно дешевым технологиям передачи сигнала, сразу нашли свою аудиторию. У нас была возможность отслеживать не только востребованность того или иного канала во всём мире, но и почасовое и даже посекундное потребление того или иного контента или потока целиком. Параллельно мы открыли видеоканал в YouTubeно больше для маркетинговых исследований аудитории. Интересно, что цифры  статистики на обеих, независимых друг от друга платформах, практически совпадали. Естественно, мы открыли представительства во всех основных социальных сетях и стали применять все новейшие инструменты для привлечения публики. Неожиданно два телеканала резко взлетели вверх – это API TV DANCE и VOX SPIRITUSТанцевальный канал вообще стал доминировать по просмотрам за пределами России – это примерно 80 процентов  всей нашей аудитории. 

 

- В чём причина такого крена в сторону Запада? 

- Здесь тоже пришлось проводить не только маркетинговые мероприятия, я просто стал интересоваться этим феноменом у друзей и знакомых, которые проживают в США, Японии и Европе, где телеканал стал сверх популярен. Оказалось, что везде были востребованы как сами танцы, таки и наличие у публики современных гаджетов для просмотра. Совсем недавно мы расширили качественное вещание на такие страны как Индонезия, Сингапур, Филиппины и Камбоджа, с потенциальным объемом аудитории свыше 300 миллионов. 

 

- Насколько я успел заметить, в приоритете оказались спортивные танцы? 

- Да. Но публику не волнуют спортивные результаты, она предпочитает смотреть на шоу и исполнителей. Постепенно мы стали разбавлять спортивные танцы номерами и программами из других направлений, и это тоже со временем стало востребованным. Замечу, что в таком объеме танцы до недавнего времени никто не показывал. 

 

- У нас несколько федераций танцевального спорта. Как они воспринимают ваш канал? 

 

- Спорт – это быстрее, выше, сильнее. Соревнований в стране проводится огромное количество, но это, как правило, вещь сама в себе. Основной доход спортивные организации получают с танцоров. То есть кроме ежегодных взносов, танцор-спортсмен платит за участие в каждом турнире, а также - каждый его сопровождающий. Сумма на выходе для организаторов получается приличной, многие сегодня даже от привычных примитивных однокамерных трансляций отказались, которые имеют весьма небольшую аудиторию. С чемпионатами мира и Европы несколько иная ситуация, на них действительно приглашают журналистов и телевидение. Но все эти турниры на специализированных спортивных телеканалах показывали спустя какое-то время и не в прайм-тайм. Один из чемпионатов Европы вообще демонстрировали в 4 часа утра! Мы же показываем турниры сразу и в полном объёме. Кому через две недели будет интересно смотреть то же самое, но в 4 утра? Однако всё-таки организаторы танцевальных турниров пытаются как-то пропагандировать свои турниры, но почти все они безнадежно отстали от времени. До меня дошли слухи, что даже открыли телеканал, подобный нашему. Посмотрим, насколько у них хватит энтузиазма. 

 

- Вы не боитесь конкуренции? 

- Во-первых, её нет. Во-вторых, как я упомянул выше, мы разнообразили контент и постепенно приближаемся к более глобальной и интересной задаче. 

 

- Речь идёт о создании нового телеканала? 

- До конца решение еще не принято. Варианта два – либо  трансформировать API TV DANCE, либо, как вы правильно заметили, создать абсолютно новый канал. Я лично склоняюсь ко второму варианту, так как сильно экспериментировать с уже сложившимся телеканалом и его аудиторией не логично. 

 

- Можете раскрыть какие-то секреты ваших новшеств? 

-  Сегодня на привычном телевидении сложилась парадоксальная ситуация – его почти не смотрят, а те, кто смотрят, бесконечно ругают. Нынешние телевизионные менеджеры открыто плюют на запросы аудитории, пропагандируя свои, иногда откровенно сомнительные, вкусы. А мы чётко знаем, чего сегодня желают люди от телевидения – душевных телепрограмм, новых исполнителей и раскрытия самых разнообразных тем человеческого бытия и культуры. По сути, люди ностальгируют по советскому телевидению, не по форме, но именно, по содержанию. Интересно, что 30 лет назад, в момент уничтожения СССР, нам удалось создать радио, которое как раз и базировалось на только что обозначенных мною принципах. Аудиторию тогда мы имели фантастическую. Мы не только приглашали грандов отечественной журналистики, но и давали возможность молодым журналистам, а также музыкантам и актёрам работать у микрофона. Имена старой гвардии уже многим ничего не скажут. Назову лишь легендарную Валентину Михайловну Леонтьеву, «Всесоюзную Тётю Валю», которую вместе с прославленными советскими дикторами телевидения, просто вышвырнули из телевизионного эфира. 

 

- Речь идёт о Радио «VOX»? Я до сих пор слышу от разных журналистов про этот проект. Вы принимали участие в его создании с самого нуля? 

- Это был интересный момент в моей жизни.  Вообще, в качестве журналиста-международника,  я дебютировал еще на Гостелерадио СССР. Это было знаменитое «Иновещание» на зарубежные страны. Я, в частности, работал в Редакции вещания на Турцию, где и получил все профессиональные навыки лучшей журналистики. Я не стеснялся учиться у мэтров, они от всего сердца делились со мной своими профессиональными приёмами. Очень скоро я создал свою собственную программу о советской рок-музыке под названием «Рок-конференция» на турецком языке. Ко мне приходили в эфиры самые известные рок-музыканты, и передача оказалась весьма популярна в Турции.  Вскоре в Москве меня разыскала журналист из очень популярного турецкого журнала «Tempo». После выхода интервью на двух разворотах с моими фотографиями и размышлениями о мировой музыке, начальство не пережило этот мой триумф, и мне пришлось уволиться.  

Но я познакомился с телепродюсером и режиссёром Александром Кузнецовым, и мы начали делать различные программы для основных телеканалов страны. Вскоре один из моих сюжетов попал в самую популярную тогда в стране программу «До и после полуночи», и мои журналистские и режиссёрские (к тому моменту я уже попробовал себя в качестве режиссёра телепрограмм) позиции заметно усилились. На тот момент, Александр ставку делал на рекламные программы, а меня тянуло в сферу музыки и искусства. На этом мы мирно творчески разошлись, но, дружим, кстати, до сих пор. И передо мной встал вопрос – куда теперь двигаться? В те времена у меня всегда на кухне играло радио, настроено оно было на профранцузскую станцию «Ностальжи». Но однажды, в начале апреля 1993-го года, я вдруг услышал совсем другую музыку, которая меня сразу зацепила. День крутят, второй, третий – треки разбавляют джинглами «Радио VOX». Наконец, слышу объявление в стиле: «Журналисты, ждем вас у нас!». Я тут же позвонил и через несколько часов был уже на переговорах в «Останкино». Затем записал пилот своей программы «Зов Света» и мне сразу предложили должность шеф-редактора, как оказалось, во всей, тогда еще небольшой кампании я оказался единственным профессиональным журналистом и режиссёром. Дальше мы собрали уникальный коллектив ведущих не менее увлекательных программ. Несмотря на то, что мы вещали на средних волнах, а не в FM-диапазоне, слушали нас с удовольствием, во многом, видимо из-за того, что у нас отсутствовала политика и тяжелые социальные темы. Радио с перерывом просуществовало чуть более двух лет, а затем закрылось по нескольким причинам.   

- Сегодня вы с кем-то поддерживаете отношения из того коллектива? 

 

- Интересно, что в последние 2-3 недели неожиданным образом сразу несколько человек вновь проявились в моей жизни именно из времен «Радио VOX». Хотя с ними и не общались почти 30 лет, но мне кажется, мы вновь можем совершить чудесное возвращение в совместный, теперь уже, телевизионный эфир. У меня родилось сразу несколько новых телепроектов, которые легко можно объединить в рамках одного телеканала. Но это уже более затратный продукт, и он требует солидных инвестиций. Уверен, что серьёзные люди подтянутся, и мы создадим востребованный и успешный во всех отношениях телеканал. Так что, Добро пожаловать в Новую Эру Телевидения! 

 

Вы человек, который разбирается не только в творческой составляющей телевидения и радио, но и прекрасно знает современные технологии. Как в вас это сочетается? 

- На радио, телевидении и в Интернете я научился всё делать собственными руками, можно сказать прошёл все стадии эволюции – от склеек при помощи ножниц на древних катушечных магнитофонах, до таргетинга в Сети. А взаимоотношения с творческими людьми  складываются проще, когда они видят, что ты сам умеешь писать, снимать, монтировать и промотировать. 

- Вы сказали, что начинали в качестве журналиста-международника. Неужели вы ни разу с советских времен не работали в сфере политических новостей? 

- Так сложилось, что после «Радио VOX» я возглавлял PR-департаменты двух  очень мощных компаний – финансовой и риэлтерской. Это открыло для меня широкие финансовые возможности, но полное опустошение в душе. Однажды мне позвонила знакомая журналистка и попросила помочь составить ей резюме для работы на канале НТВ. Я согласился и попросил отдать заодно и моё. Интересно, что тем же вечером мне перезвонили с канала и пригласили на собеседование. Поскольку мой офис находился на Аргуновской улице, совсем рядом с Телецентром «Останкино», на следующее утро я оказался в кабинете у своего будущего босса. Он посмотрел на мой супермодный костюм, туфли и портфельчик, упомянул мою крутую должность и произнёс: «Что-то я не пойму, чего тебе у нас в информации делать?». Я ответил коротко: «Тянет». Тогда он предложил пройти мне конкурс на место обычного редактора. В то время НТВ планировало увеличить эфир до круглосуточного и трактовалось сразу несколько бригад. В одну из них меня и определили. Претендентов было восемь человек на место, но меня взяли с ходу. Буквально через пару недель мы вышли в эфир, сначала на регионы, а в один прекрасный день - и на Москву. Мы работали в ночную смену, и рано утром вышел сюжет с моим стендапом. Я из телецентра после эфира прямиком отправился в офис основной работы, а там все мне в один голос говорят: «Видели, видели». Через пару часов меня вызвал владелец компании и попросил сделать выбор, я сказал, что возвращаюсь на телевидение. На НТВ в новостях я проработал редактором и корреспондентом чуть больше года, мне предлагали самые известные политические программы, но я отказывался. Затем нас всей бригадой пригласили на только что открывшийся ТВЦ. Цель была конкретная – привести Юрия Михайловича Лужкова в президенты России. Наша спецбригада ударно трудилась над поставленной задачей, но неожиданно для нас мэр Москвы отказался от президентской гонки. Почти одновременно грянул финансовый кризис, большинство наших вернулось на НТВ, а мне не хотелось второй раз вступать в ту же реку, интуиция меня не подвела, вскоре на НТВ случился раскол. Так и закончилось, слава Богу, моё политическое вещание. 

 

- Что было затем? 

-  Несколько лет я работал продюсером и режиссёром в нескольких студиях-производителях, наши программы выходили на всех центральных телеканалах. А в 2003-м году состоялся самый интересный мой телевизионный опыт. Мне посчастливилось стать Главным редактором совсем нового Цифрового телевидения, так называлась телекомпания, которая получила первую в стране лицензию на вещание в цифровом DVB-T формате. Вещание велось исключительно в лимузины так называемой деловой и политической  элиты страны. Каналов было сначала два, потом три. Первый канал был новостной, куда ретранслировались новости основных телеканалов России. Он был отлажен и запущен быстро. А второй, развлекательный, требовал особого подхода. Развлекать изысканную публику требовалось чем-то необычным. И нам удалось создать уникальный контент. Прошло уже больше пятнадцати лет, но никто не смог повторить наших приёмов и технологий. Частично, они применяются только на API TV DANCE и ожидают своего повторного звёздного часа. 

 

- Насколько я помню, в том же, 2003-м году, вы совершили свою знаменитую экспедицию на Арарат «В поисках Ноева ковчега»? 

- Да. Интересно, что мы занесли на вершину Арарата баннер нашего ЦТВ, который гласил «Цифровое телевидение на скорости 250 километров в час!». Во время съёмок к нам подходили альпинисты из Германии, Венгрии, Ирана и просили рассказать о нашей технологии. Тогда никто в мире не мог поверить, что в России можно смотреть телевидение в движении. Из Европы специально приезжала Комиссия по связи, им выделили автобус и специально  им мы доказывали наши возможности. Особенно   европейских грандов связи удивило, что сигнал не пропадал даже в тоннелях.  

Что касается, самой экспедиции, то она имела грандиозный успех. Сюжет, который был продан Reutersпосмотрело около 1 миллиарда зрителей во всём мире. В России был тоже широкий резонанс, сюжеты шли на всех ведущих телеканалах. Затем интерес к моим экспедициям не терялся почти 10 лет, но после 2013-го года я принял решение не появляться на российских телеканалах. Для этого было несколько причин, но главная – на современном телевидении практически не осталось людей, которые могли бы делать качественные программы, особенно о темах, которые волнуют меня лично. Так же было много откровенного воровства и плагиата моих исследований. Надо было это как-то остановить. Сегодня невооруженным глазом видно, куда некоторые докатились со своими собственными идеями. Я уже не говорю о том, что два самых известных плагиатора моих идей ушли из жизни.  

 

- Сегодня вы неожиданно для многих поддержали локальный проект «Таёжная рапсодия». Это дань вашему проживанию в Сибири в течение трех лет или тоже запрос аудитории? Можете раскрыть секрет такого отношения? 

 

- Как раз и то, и другое. Телезрители разочаровались многими проектами российских каналов, где показывают молодые таланты, а тут «Таёжная Рапсодия» – чистое пение из самой глубинки России. 

А секрет моего отношения к проекту лежит на поверхности. Многим хорошо известно, что в период с 2011 по 2014 годы вместе с семьёй, во время самой длительной экспедиции «Тайны Сибири» мы жили в селе Таяты и районном центре Каратузское. Я преследовал три основные цели тогда – как можно больше изучить места, связанные с Древнейшей историей человечества, поправить здоровье и дать возможность детям в дошкольный период насладиться сибирской природойю. Так сложилось, что тогдашний глава Каратузского района был заинтересован в восстановлении местного телевидения, что было записано в его избирательной программе, а тут, в глухой тайге, объявились два московских телевизионных журналиста. Два раза он лично приезжал в Таяты с этим предложением, но в мои планы совсем не входило втягиваться в трудоёмкий телепроцесс. На третий раз, как в сказке, он прислал своего заместителя – очаровательную Оксану, и я понял, что надо сдаваться. Сразу после Нового года он предоставил свой особняк в Каратузском для нашего комфортного проживания, а сам ушёл на повышение в краевую администрацию и переехал в Красноярск. До момента переезда мы успели сдружиться со всеми людьми в Таятах, многие из них оказались сверх одарёнными Богом и природой различными талантами. Особенно мы сроднились с Валерием Белоусовым, который сейчас организовал и провёл грандиозный конкурс «Таёжная Рапсодия». Он невероятно  талантливый, пишет красивые мелодичные песни, помогает другим исполнителям, при этом - очень мягкий и душевный человек. У него постоянно рождались какие-то идеи, которые он непременно осуществлял. А «Таёжная Рапсодия» - это конкурс, который перешагнул границы не только Каратузского и Курагинского районов, но и Красноярского края, это глоток свежего сибирского воздуха! 

 

- Валерий Белоусов как-то советовался с вами по поводу проведения конкурса до его начала? 

- Здесь опять необходимо углубиться в историю. Валерий всегда спрашивал, какие тенденции в шоу-бизнесе и на телевидении. Смогут ли на широкую аудиторию попасть люди из настоящей российской глубинки? Последний подобный разговор состоялся в 2019-м году, на втором этаже его дома в Таятах, где находится теперь ставшая уже знаменитой таёжная студия. Тогда мы проводили свою экспедицию «Цивилизации Юга Сибири 2019» и сложилась парадоксальная ситуация, когда в Таяты я мог заехать всего на сутки. Я напрямую приехал к Белоусовым, не зайдя даже в собственный дом. В студии мы сразу записали три видео версии Валерия с Ольгой Вышегородской, потом мы с ним вдоволь наигрались на гитарах, баянах и гармошках. Кульминацией этого музицирования стало второе в жизни исполнение шутливой песни моего собственного сочинения «Таятский блюз». Но на полноценную запись не было никакого времени и не хватало технических возможностей и решили отложить до лучших времён. Меня тогда очень вдохновила атмосфера  студии, и мы задались вопросом, а что еще нужно? Оказалось – идея. И вот, спустя год, перед самым началом Конкурса, Валерий позвонил мне и спросил, нравится ли мне эта затея? Мы решили в Москве поддержать это творческое соревнование всеми, имеющимися у нас СМИ-ресурсами. Более того, я показал своим информационным партнёрам клипы участников, и они тоже решили оказать поддержку. На данную минуту, только чистая телевизионная аудитория телеканала «Калейдоскоп» составляет более 60 миллионов зрителей. В целом, все вместе мы охватываем не только всю территорию России, но и в полном объеме такие страны Азии, как Сингапур, Филиппины, Индонезия и Камбоджа. А наш танцевальный телеканал API TV DANCE смотрят вообще по всему миру. 

 

- Вы будете поддерживать Конкурс, если он возымеет продолжение? 

- Конкурс оказался весьма затратным для организаторов, поскольку финансировался на деньги спонсоров из Таят и за личный счет Валерия Белоусова. Если он отважится на второй заход, то это может стать весьма заметным событием в нашем информационным пространстве, предварительная работа с нашей стороны уже проделана немалая, и некоторые известные люди согласились помочь «Таёжной Рапсодии» зазвучать в унисон с  мелодиями сибирских кедров на широких российских просторах. 

 

- «Таёжная Рапсодия» входит в пул ваших новых телепроектов? 

- Уже вошёл. 14 января мы покажем телепрограмму о самом конкурсе, и в каких условиях он проходил. Достаточно сказать, что некоторым участникам приходилось преодолевать по таёжным дорогам по 250 километров на автомобилях при температуре минус 44 градуса! 

 

- В эти волшебные Новогодние дни, я желаю, чтобы все ваши новые проекты осуществились, и зрители наконец-то смогли увидеть ваш светлый душевный телеканал! 

- Благодарю! Надеюсь, что Высшие силы и Передовые Люди современности помогут нам в этом деле! А всех наших людей поздравляю с Новым Годом и Рождеством! 

 

 

 

Владимир Сабадаш (фото из личного архива Андрея Полякова) 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники