«Когда государство начинает убивать людей, оно всегда называет себя родиной».
Цитата из «Ромула Великого» швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта звучит как приговор системе, забывшей о своем предназначении – служить людям, а не себе, любимой. А воплотил этот «приговор» режиссер Уланбек Баялиев с командой постановки на Новой сцене театра Вахтангова.
Пресс-показ для представителей СМИ, фотографов и телевизионщиков собрал внушительную (с соблюдением всех мер санитарии ковидного времени) аудиторию, а зал встретил вязанками спрессованного сена и деревянным конем как основными элементами декораций.
«Самый мрачный комедиограф из всех существующих» (так называл себя автор пьесы) рассказывает о последнем императоре одной из частей уже разделившейся Римской империи, который предпочел куроводство управлению государством. И как же это все, что происходило в самом начале существования летоисчисления, современно и своевременно.
«Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, её нечасто вспоминают. Я воспринял ее как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистами, такие встречи важны для режиссера. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим, и трагическим жанрами и особенным юмором… Мы назвали приемы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде все просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости. В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира», - говорит о своем выборе материала режиссер Уланбек Баялиев.
«Неисторическая историческая комедия» рассказывает о падении Римской империи, но по сути – это пародия на современное государство и чиновников, которые должны служить народу, и которые занимаются только «куроводством». Именно в комедийном жанре и возможно отобразить на сцене современность. Ирония и парадоксальность помогают труппе постановки показать зрителю ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни, несовершенство человека, абсурдность мироустройства и чванство политиков.
В юбилейном сезоне театра Вахтангова любителей Мельпомены будет восхищать и удивлять команда постановки «Ромул Великий»: сценограф и художник по костюмам Евгения Шутина, художник по свету Тарас Михалевский, художник-гример Ольга Калявина, звуковой дизайн Руслан Кнушевицкий, композитор Фаустас Латенас (царство небесное), а также труппа спектакля: Владимир Симонов, Яна Соболевская, Евгения Ивашова, Владислав Демченко, Сергей Пинегин, Олег Лопухов, Евгений Косырев, Олег Форостенко, Виталийс Семеновс, Владимир Логвинов, Максим Севриновский, Сергей Батаев, Павел Тэхэда Кардэнас, Денис Бондаренко, Артем Пархоменко.
То, что увидела пресса – не только мощно, современно и талантливо. Правителя-куровода, который специально сознательно разваливал Римскую империю, восхитительно воплотил на сцене Владимир Симонов. Трагикомический фарс, профессионально разыгранный труппой спектакля полон обаяния, юмора, гротеска, абсурдности, философичности, исторических аллюзий... как же без них у вахтанговцев.
«Мы были во власти призраков, ведь мы не распоряжаемся ни тем, что было, ни тем, что будет. У нас есть власть лишь над настоящим, но мы о нем не думали и потерпели крах» - эти слова могут быть эпитафией практически каждой системе власти, которая только «кудахчет», ничего не делая, а иногда, чаще всего, делая во вред собственной стране и народу. А этому самому народу, то есть нам с вами, стоит помнить: «Прежде всего, родине не стоит слишком доверять. Никто не становится убийцей быстрее, чем родина». Вот таковы они главные и печальные «цитатные» итоги просмотра спектакля «Ромул Великий» в театре Вахтангова.
Один спектакль – и вся жизнь «куровода», закрывшего Римскую Империю, прожившего жизнь с нелюбимой женой, ночными доверительными разговорами с дочерью Реей, «разговорчиками» с подчиненными и финальным трагическим диалогом с германским князем. И как апофеоз – Ромул Великий (поистине великая роль Владимира Симонова) постаревший и хилый, последний раз выходит к микрофону и слабым голосом объявляет о роспуске Римской империи, направляясь в темноту и хватаясь за канат, бесконечно тянущийся с потолка…
«Куда возвышеннее и куда труднее хранить верность человеку, чем государству» - еще одна гениальная цитата из Фридриха Дюрренматта. Хочется пожелать всем нам жить по совести, прежде всего, с собой и близкими, а государство подтянется, может быть…
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: