«Конец - делу венец», или «Лес» по А.Н. Островскому во МХАТе
Как бы то ни было, но новое, на первый взгляд, непривычное видение пьесы "Лес" Александра Николаевича Островского на сцене Московского художественного академического театра имени М. Горького под руководством художественного руководителя Эдуарда Боякова получилось отменным. Хотя оно в корне отличается от классических постановок комедии, в том числе в ведущих театрах страны: в Малом театре (режиссер-постановщик Юрий Соломин) и Московском художественном театре имени А.П. Чехова (режиссер Кирилл Серебренников).
Впервые эта пьеса была представлена без малого почти 150 лет назад, в 1871 году. А звучит ее прочтение и сегодня, как нельзя, кстати, современно и актуально.
Но главное в нынешней постановке, конечно, от начала до конца – несвойственная для пьесы великого русского драматурга задумка и ее исполнение. И именно потому, что с самого начала недоумеваешь и не понимаешь, к чему все это, когда на середине сцены стоит громоздкий металлический мусорный контейнер, похожий на тот, мимо которого ежедневно проходят люди около жилого дома.
И тут же напрямик к нему справа заплетающимися шажками направляется неизвестно откуда взявшийся неприглядного вида высокий человек, напоминающий современного бомжа в изрядно потасканной куртке, который изо всех сил тащит за собой потертую сумку на колесиках, заполненную до отказа неизвестно чем.
А вскоре слева появляется еще одно, более странное, донельзя изможденное существо, не похожее с первого взгляда на нормального человека, который пытается вылезти изнутри (да-да!) этого самого мусоросборочного контейнера, вызывая не только удивление, но и сочувствие к себе.
Оказалось, что в данной постановке таким образом пересекаются пути двух обездоленных артистов, в прошлом выступавших в разных амплуа каждый в своей труппе. Хотя по пьесе А.Н. Островского они случайно встречаются на пути, когда один шел из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду. И были вынуждены сообщить друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде, и оба идут пешком, без денег.
Один из них – трагик Геннадий Несчастливцев, роль которого блестяще исполняет народный артист РФ Андрей Мерзликин. Другой – комик Аркадий Счастливцев, которого с упоением и бесконечным чувством юмора играет заслуженный артист РФ Григорий Сиятвинда. Оба –приглашенные артисты МХАТ. Именно они на протяжении всего, более трехчасового, действа безостановочно фокусировали зрительское внимание на своих внутренне красивых и добрых душой, отзывчивых на чужую беду, безумно отчаянных и азартных героях.
В целом спектакль получился по-настоящему ансамблевым, с участием большого количества талантливых артистов, с не простой и, более того, весьма специфической, но глубоко продуманной сценографией. В ней даже нашлось место для сложных, мастерски сделанных трюков, за которые отвечал член Гильдии каскадеров России Алексей Силкин. И, несмотря на особенности передвижения по сцене: то вверх, то вниз по накатанной доверху плоскости, все исполнители, казалось, чувствовали себя уверенно и легко.
За сценографию в спектакле отвечал его режиссер-постановщик, являющийся к тому же автором интерпретации хрестоматийной пьесы «Лес», Виктор Крамер. И не случайно: в его творческом багаже уже были многочисленные масштабные проекты, среди которых - постановка опер, драматических спектаклей и даже красочное «Снежное шоу» Вячеслава Полунина, запоминающееся надолго тем, кто его видел.
Конечно, в данном спектакле у известного петербургского режиссера все не так происходит, как к тому привык зритель. На самом деле, в его декорациях и «не пахнет» лесом, как таковым, в котором обычно ненароком встречаются главные герои пьесы. Вместо него на сцене возвышается сногсшибательная волнообразная гора так называемых «опилок», по которым артисты с приобретенным ими навыком беспрепятственно взбираются сначала вверх, а потом без оглядки спускаются вниз, свободно ориентируясь во всех направлениях отведенного для них уникально претворенного в жизнь сценического пространства. А зрителю при этом нужно только терпеливо и с интересом наблюдать за передвижениями каждого артиста в своей роли то туда, то обратно.
Важно, что все происходящее в двух действиях с одним антрактом идет по обычному сценарию. Поэтому все заявленные герои в пьесе поочередно предстают перед зрителем, взаимодействуя друг с другом, как и положено, в усадьбе «Пеньки» очень богатой помещицы, вдовы Раисы Павловны Гурмыжской, где Несчастливцев принимает образ военного в отставке, а Счастливцев – его лакея.
Нельзя не заметить, что госпожа Гурмыжская, лет 50-ти с небольшим, в спектакле оказалась, как ни парадоксально, женщиной привлекательной наружности и даже внешне похожей на руководителя какого-то современного офиса. Она подтянута, элегантно одета (кстати, автором интересно выполненных костюмов является художник по костюмам, лауреат премии «Чайка», премии газеты «Московский комсомолец» и Национальной театральной премии «Золотая Маска» Евгения Панфилова), с прекрасно поставленным голосом, с строго выверенной осанкой, определенно знающая себе цену. Такой предстает в этом образе заслуженная артистка Республики Крым Татьяна Поппе, получившая эту удивительную роль за несколько дней до премьеры, заменив заболевшую актрису – приму театра Надежду Маркину. Когда-то по окончании Школы-студии МХАТ она служила в Рижском театре русской драмы, затем Московском театре имени Вл. Маяковского, Театре под руководством А. Джигарханяна. Именно она в роли Гурмыжской, в завершении головокружительной комедии, одев на голову сшитый для нее белый венец и нарядившись в свадебное белое платье, не задумываясь, связывает себя любовными узами с молодым человеком, недоучившимся гимназистом Алексеем Сергеевичем Булановым (Роман Титов), за которого поначалу собиралась выдать свою дальнюю родственницу Аксюшу (Елизавета Базыкина). Хотя та, милая, беспрекословная, одета чисто, но бедно, немного лучше горничной, лет 20-ти девушка, мечтала о замужестве с любимым человеком по имени Петр (Максим Пушненков)…
Весьма притягателен, обаятелен и необыкновенно пластичен в новоиспеченном «Лесе» образ Улиты, ключницы, до неузнаваемости меняющей свой облик на сцене, то пряча ото всех свое лицо, словно, за черной маской, и необыкновенно красиво и таинственно двигаясь к зрительному залу спиной, то открывая для всех напоказ все свои женские прелести. Ее с непозволительно артистической роскошью для данной роли играет Алиса Гребенщикова, которая своим появлением на сцене украшает уже несколько последних премьер МХАТ, включая «Лавр» по Евгению Водолазкину, приковывая к себе особое внимание своими талантливыми перевоплощениями в разные образы.
Отрадно, что все происходящее на сцене, сопровождает музыка, написанная 33-х-летним Тихоном Хренниковым-младшим, правнуком великого советского композитора Тихона Николаевича Хренникова (1913-2007). Он стал первым из его потомков, который начал сочинять музыку, в том числе для драматических спектаклей. А по заказу Московской государственной академической филармонии он написал музыку к двум сказкам с оркестром: «Приключения Незнайки и его друзей» с Юрием Стояновым и «Пеппи Длинныйчулок» с Юлией Пересильд.
Что касается сочинения музыки к спектаклю «Лес» А.Н. Островского Тихон Хренников-младший пояснил: «Мой педагог по классу композиции в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Кузьма Бодров посоветовал меня Виктору Моисеевичу Крамеру, который на первой встрече поставил передо мной задачу уделить большое внимание хору, который в итоге в спектакле создаёт аллюзию на греческий хор, являющийся важным действующим лицом. В первой сцене спектакля, во время «репетиции» хора, начинают звучать музыка со словами «Отц», потом «Отцве», появляется «Хриза», «Живе», их соединения и т.д. И сначала это кажется непонятным, но это сделано специально, чтобы только уже в сцене свадьбы полностью зазвучала а капелла моя аранжировка популярного романса композитора Николая Харито «Отцвели хризантемы», из которой и взяты эти все части слов».
Постскриптум: К сожалению, с конца декабря Тихона Хренникова-младшего сильно подкосил ковид, поэтому постановку он смотрел только в записи. Но даже и так, по его мнению, «виден весь размах, масштаб и глубина этого спектакля, где музыка является очень важным элементом всего действия!».
Идите и убедитесь в этом.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: