Выставка Константина Кузнецова в Третьяковке.
После того как частично открылись выставочные залы и галереи главная площадка страны, со всеми правилами санитарии, презентует выставки одна за другой. Настал черед и Константина Кузнецова.
Многие из ценителей отечественного искусства до недавнего времени и не слышали о Константине Кузнецове, которого в Европе называют русским Клодом Моне. Путь в искусство Константина Павловича Кузнецова начался с нижегородской открытой студии рисования Карелина. А затем был Париж, мастерская, принадлежащая Ф. Кормону и художественная академия Ferdinanda Humberta. Именно здесь Кузнецов оттачивал мастерство академического рисунка. А в 1900 году Париж стал постоянным место жительства художника.
Летом Кузнецов выезжал в Бретань, бывал в Нормандии и Савойе. Именно там родились его лучшие пейзажные полотна, написанные в импрессионистском и постимпрессионистском стилях. В зимнее время живописец занимался творчеством в Париже. Вместе со своей супругой Александрой, тоже художницей, выставлялся в различных салонах и других популярных галереях. Его картины восхваляли в своих статьях известные знатоки искусства и критики, такие как Маркс и Бенуа, Тьебо-Сиссон и Аполлинер. Принадлежность Константина к состоятельной семье давала ему возможность жить не думая о тленном. Он отказывался от любого сотрудничества с коллекционерами и свои картины не продавал. В 1936 году русский импрессионист ушел из жизни, оставив в наследство несколько сотен своих восхитительных полотен. Благодаря его потомкам, большая часть картин русского парижанина сохранилась до нашего времени. Чтобы сохранить наследие живописца, был создан «Фонд художника Константина Павловича Кузнецова», который в 2018 году привез найденные полотна в Россию. Выставка в Третьяковской галерее стала первой развернутой экспозицией работ Константина Кузнецова в стране.
«Работы Константина Кузнецова показывают неисчерпаемые возможности живописи», - сказала о главном Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.
На выставке представлены более 70 произведений живописи, декоративная ширма с росписью на темы оперы К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», архивные материалы. Кураторская группа: Наталия Александрова, Татьяна Юдкевич (Государственная Третьяковская галерея), Екатерина Усова, Константин Ещеркин (Фонд К. Кузнецова).
В названии выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» обозначены три главных региона, где работал художник. Разделы экспозиции организованы по географическому и хронологическому принципам: «Раннее творчество. Конкарно», «Парижские пригороды», «Бретань и Нормандия», «Париж», «Семья. История наследия». Отдельный зал посвящен работе Кузнецова на острове Бель-Иль. Это уникальное место во Франции, куда приезжали и где творили Клод Моне, Анри Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин Кузнецов — единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле.
В разделе «Семья. История наследия» посетителям предложен рассказ о семье Константина Кузнецова, о тех, кто сыграл важную роль в сохранении наследия художника. В этой части экспозиции демонстрируется ширма, расписанная Кузнецовым. Она украшала апартаменты художника на бульваре Монпарнас. Специально к выставке подготовлены фильм о судьбе и творчестве Константина Кузнецова, а также фундаментальное иллюстрированное издание.
«В связи с дороговизной реставрации и другими сложностями семья художника разрешила создать Фонд Константина Кузнецова, и картины переданы в страну, где родился художник. Реставрация в основном заключалась в замене потрескавшегося лака и нанесении нового слоя лакового покрытия. Мечта семьи - сделать выставку в России», - рассказала журналистам куратор выставки Екатерина Усова.
Выставка продлится до 14 марта 2021 года.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: