Культура и культурные индустрии в РФ – 2020
Том 1. Аналитика Том 2. Законодательство Том 3. Терминология
- Первое комплексное исследование сферы культуры в Российской Федерации подготовило Информационное агентство InterMedia. В ходе работы были изучены история развития сферы культуры в России, проведен сравнительный анализ современных подходов к сфере культуры в различных странах мира, перспективы развития информационных технологий как основы сферы культуры, а также роль культуры в жизни современного общества.
- Разработана универсальная Базисная блок-схема сферы культуры, в соответствии с которой также впервые в РФ предметно определены границы и структура сферы культуры. Ключевая часть исследования – анализ финансовых показателей культурных индустрий за 2018–2019 гг., а также прогнозные данные на 2020 г. с акцентом на катастрофические последствия пандемии, отрицательно повлиявшие на обороты индустрий в марте-декабре.
- Главные жертвы пандемии по предварительным итогам 2020 г.:
- афишные зрелищные мероприятия – падение на 70–75%,
● печатные СМИ – падение на 55%,
● неафишные (в т.ч. корпоративные и частные) зрелищные мероприятия – падение на 50%,
● туризм – падение на 44%,
● кинопоказ – падение на 43%.
- Объёмы офлайн-сегментов культурных индустрий сократились более, чем в полтора раза
(Данные указаны в млн руб.)
В 2020 г. обороты онлайн-сегментов впервые превысили обороты офлайна более, чем вдвое. Стоит отметить, что творческий контент создается в основном за счет офлайна - в сфере онлайна политику определяют корпорации, которые минимизируют выплаты создателям. Таким образом, резкое сокращение офлайн-сферы из-за пандемии уже привело к заметному сокращению количества создаваемых произведений.
- Сфера информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающая доступ населения к творческому контенту и культурным услугам, показала значительный рост:
- предоставление доступа в интернет (+5%),
- продажи бытового электронного оборудования (+9%),
- легальные аудио- и видеосервисы (+55% и +36% соответственно),
- платное ТВ (+2%),
- пиратские ресурсы (+11%).
- деятельность дата-центров (+23%),
- Доходы от коммерческой деятельности в сфере культуры по ключевым сегментам в 2019 г., млн руб.
- Информационно-коммуникационные технологии (50%),
● Контентные онлайн-сервисы и другие медиа (18%),
● Зрелищные индустрии (7%),
● Остальное (25%).
- Одним из важнейших стабилизирующих факторов сферы культуры в РФ стали регулярно выделяемые бюджетные ассигнования - около 600 млрд руб (18% в общем обороте индустрий). Практически все эти деньги направлены в государственные учреждения культуры, предпринимательский сектор бюджетами по сути не поддерживается. Общие обороты культурных индустрий в РФ в 2020 году упали на 11% (с 3,39 до 3 трлн руб.) по сравнению с 2019 г.
- В исследовании опубликован рейтинг 300 крупнейших организаций, работающих в культурных индустриях РФ.
- Компании из Топ20 формируют 86% оборота.
В их числе ― банки (ВТБ, Альфа банк), телеком-операторы (МТС и др.) и прочие ИКТ-компании (Яндекс, Мейл.ру), медиахолдинги (Газпром-медиа, Национальная Медиа Группа, ВГТРК) и др.
Культурная деятельность является основной лишь для некоторых из них.
- Бюджетные организации составляют 61% списка, на них приходится 34% оборота. Именно для бюджетных организаций культурная деятельность является основной.
- Впервые в России систематизирована и собрана в одно издание терминология сферы культуры. Выявлены значительные, часто критические расхождения в терминах и определениях действующего законодательства и текущей аналитики, а также безнадежная архаичность множества активно используемых терминов, среди которых:
- культурно-просветительское мероприятие,
● театрально-зрелищное мероприятие,
● зрелищно-развлекательное мероприятие,
● концерт,
● спектакль,
● цирк,
● цирковой спектакль,
● эстрада,
● академическая музыка,
● классическая музыка,
● шоу-бизнес
и др.
Эта проблема представляется значительным, практически непреодолимым препятствием для развития культурных индустрий. Кроме того, без её решения невозможно системное развитие и даже определение понятия “Креативных индустрий”.
- Впервые в исследовании опубликован Топ-85 корпораций, определяющих развитие мировой сферы культуры. Отмечено завершение процесса поглощения корпорациями (в первую очередь ― из сферы ИКТ) производителей творческого контента (кино, музыки и др.). К 2020 году заметных независимых компаний-производителей в мировой массовой культуре практически не осталось.
Окультурить друзей:
ВКонтакте
Twitter
Facebook
Одноклассники