«ВОЙЦЕК» В ПОСТАНОВКЕ ХУГО ЭРИКССЕНА В ВАХТАНГОВСКОМ ТЕАТРЕ
Пронзительный спектакль показан на Новой сцене легендарного театра имени Евгения Вахтангова под названием «Войцек», поставленный режиссером Хуго Эрикссеном по пьесе 24-летнего немецкого драматурга, поэта и ученого Георга Бюхнера (1813-1837).
Примечательно, что эта пьеса была признана одним из самых великих произведений немецкой драматургии и получила множество интерпретаций, в том числе в опере, мюзикле и кинематографе. В ее основе заключена реальная трагедия лейпцигского цирюльника Иоганна Христиана Войцека, который за убийство из-за ревности своей возлюбленной был казнен…
27-летний Хуго Эрикссен не только актер по образованию, поскольку сначала осваивал эту профессию на актерском факультете Школы-студии МХАТ в 2011-2013 гг. (мастерская Дмитрия Брусникина). Но, по его признанию, неожиданно для себя стал режиссером, окончив вместе с ныне востребованными, как и он сам, Владимиром Бельдияном, Гульназ Балпеисовой и Анатолием Шульевым, режиссерскую лабораторию Римаса Туминаса на актерско-режиссерском курсе в Театральном училище имени Бориса Щукина.
В 2016-м он успешно дебютировал на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова с дипломным спектаклем «За закрытыми дверями», который поставил по пьесе французского драматурга Жана-Поля Сартра. Уже позже выпустил спектакли в Театре «Практика», на Новой сцене Александринского театра и теперь вновь в Вахтанговском.
Важно, что всей своей режиссерской деятельностью Хуго не опровергает те профессиональные технологии, которые ему передали мастера, с точки зрения действенного анализа и разбора пьесы, и вместе с тем, он не призывает никого, с кем работает, включая именитых актеров, ни к какому «озорному актерскому экстриму».
Премьерный спектакль воочию свидетельствует о зрелости и определенной смелости молодого режиссера, способного к глубокому осмыслению всех нюансов сложного произведения. Взявшись, не раздумывая, за его постановку, он показал себя серьезным, философски размышляющим и ответственным за происходящее на сцене художником.
На пресс-конференции, состоявшейся по окончании спектакля, Хуго Эрикссен на редкость был искренен и откровенен как режиссер-постановщик. Во-первых, он уточнил, что пьеса «Войцек», как считалось, не была дописана за Бюхнера; это заблуждение. На самом деле его черновики определенным образом были просто скомпонованы, чтобы создать драматургическую конструкцию. Позднее также была воспроизведена предполагаемая Бюхнером последовательность сцен; для этого были проведены разные исследования. «Так или иначе, мы опирались на созданную первую композицию, которая стала основой для премьерного спектакля», - заявил он. «Во-вторых, у нас был минимум сокращений в этой, само по себе, небольшой пьесе. Я вырезал из нее не так много эпизодов, но при этом где-то добавил текст, имеющий непосредственное отношение к нашему концептуальному решению. Поэтому не предполагаю, что этот спектакль будет со временем серьезно меняться. То есть, созданы партитура и некий каркас, а дальнейшая работа уже будет направлена на обретение свободы, какого-то импровизационного самочувствия в рамках заданного рисунка и на то, чтобы постараться услышать дыхание зала и взаимодействовать с ним».
Небезынтересно, что Хуго Эрикссен, прочитав впервые пьесу «Войцек» много лет назад, был обескуражен. Его реакция на нее была крайне эмоциональной. Он почувствовал в ней какую-то сконцентрированную, на самом деле, пугающую тьму. Но не от бессмысленности этого мира, а от того, во что этот мир погрузился. И пребывая некоторое время в кризисе, когда ему казалось, что он исчерпал все свои постановочные идеи, в его памяти возник «Войцек», и тут же ему пришло решение сцены… убийства. Тогда же он понял, что может работать и разрабатывать эту историю. С этого и началось осуществление замысла так трогающей за душу его постановки. Хотя, на первый взгляд, с самого начала появления на сцене ее главного героя, ничто не предвещало жестокой и кровавой развязки в самом конце.
Отрадно, что в спектакле занята молодая поросль талантливых актеров Вахтанговского театра: Евгений Косырев, Павел Юдин, Василий Цыганцов, Александр Галочкин, Алексей Петров, Оксана Суркова, Евгений Пилюгин, Ольга Боровская, Евгений Кравченко. Они вместе с народным артистом России Евгением Князевым в роли доктора и Асей Домской_в образе Марии составляют единый ансамбль, который всесторонне раскрывает историю, по сути, маленького и слабого человека, не способного адекватно постоять за себя.
Главную роль Войцека в спектакле сыграл давно завоевавший симпатию и расположение к себе искушенной публики серьезный и талантливый актер Максим Севриновскаий. Он так способен входить в суть разноплановых ролей, что диву даешься, откуда у него все берется на столь не похожие друг на друга образы. То влюбленный клоун в «Минетти» Томаса Бернхарда в постановке Римаса Туминаса (2015), то доверчивый Абрам в спектакле «Наш класс» Натальи Ковалевой (2016), поставленный по пьесе Тадеуша Слободзянека. Или обыкновенный парень Сергеев в спектакле «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, созданный режиссером-постановщиком Светланой Земляковой (2017). И, наконец, роль короля Ричарда III в одноименной трагедии Уильяма Шекспира в постановке грузинского режиссера Автандила Варсимашвили (2017), где актер представил психологически сложный образ, соединяющий в себе, с одной стороны, жестокое чудовище, а, с другой, больного и страдающего, одинокого человека.
И, вот, теперь неоднозначная фигура Войцека, которого актер с самого начала представил каким-то съежившимся, не решительным, слабым, беспомощным и беззащитным, но при этом влюбленным и даже уязвимым и зависимым от этого чувства человеком, над которым может поглумиться более сильный, азартный, дерзкий и самодовольный человек.
Тем более, что трагедия этого внутренне чистого, но надломленного обстоятельствами персонажа, в спектакле передана наглядно и душераздирающе. Она произошла от безысходности и беззащитности человека, из-за морального и физического насилия над ним, не понимания его со стороны окружающих. Именно это, в силу объективных и личных причин, привело главного героя пьесы к убийству собственной жены, изменявшей ему на его же глазах. До последнего не верилось, что этот маленький, незлобивый, не решительный, забитый жизнью и более сильными людьми человек будет способен на такое чудовищное зверство…
Постскриптум: На вопрос, что из опыта Римаса Туминаса, как руководителя режиссерской лаборатории, Хуго Эрикссен извлек при работе над постановкой «Войцек», он ответил так:
- В самом деле, когда все это затевалось, я вспоминал то, что Римас Владимирович обычно любит повторять: «Не забывайте про человека, что должна быть отражена его судьба в постановке». Мне казалось, что, несмотря на все концепции, в «Войцеке» должен был быть какой-то фокус. И, к тому же, я не знаю, насколько присутствующие здесь журналисты следят за моим творчеством в разных театрах, где я работаю в разных стилистиках и с разным материалом. И мне кажется, что оказавшись в этом месте, я, естественно, учитывал контекст театра, созданный Римасом Владимировичем, который все-таки подразумевает определенную эстетику. Окажись я в театре имени Моссовета, то действие в «Войцеке» (если пошутить), могло бы происходить даже на турецком курорте, в каком-нибудь отеле. Но шутки шутками, а я хотел не воевать с эстетикой Вахтанговского театра, в котором был воспитан и в который, спустя какое-то время, профессионально вернулся. Конечно, в первую очередь, я хотел бы с почтением отнестись к сложившимся традициям, не потеряв при этом какую-то свою индивидуальность. Вот все.
…Важно, что премьерная постановка «Войцек» является составной частью цикла «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях», посвящённого 100-летию Вахтанговского театра. В его рамках режиссеры Мастерской Римаса Туминаса ставят четыре спектакля по произведениям западных драматургов, оказавших влияние на мировоззрение и формирование творческого стиля Евгения Богратионовича Вахтангова.
На спектакле «Войцек» Г. Бюхнера и пресс-конференции с участием режиссера-постановщика Хуго Эрикссена побывала Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: