Женщина-режиссер о славных спортивных историях страны.

Опубликовано 11.03.2021 в разделе Спорт | Москва

 

Накануне главного праздника, посвященного  прекрасной половине человечества,  беседуем с режиссером Светланой Харчевиной, автором  фильмов о послевоенной поездке футбольного «Динамо» в Великобританию и о вратаре номер ОДИН – Льве Яшине.  


Как девочка из Фрунзе решила стать режиссером? 

- Как у многих еще советских людей у меня обширная география проживания в нашей стране. Родилась во Фрунзе (там и по сей день живет много родственников), всю сознательную жизнь до окончания школы росла в Якутии в поселке Хандыга, получала образование в Самаре и Москве. О большой сцене тайно мечтала с самых ранних лет (все доступные кружки художественной самодеятельности, художественные, музыкальные школы, уроки под телевизор с просмотром всех, транслировавшихся в тот период фильмов), но серьезно готовилась к астрономии, океанологии и подобным профессиям на стыке точных наук, манящих романтикой и преодолением. 

 

Вы  окончили институт, университет и академию (это если я все знаю) – зачем так много? 

 

- Примерно за месяц до окончания школы вдруг пришло ясное осознание – моя судьба театр. Но инерция взяла свое:   поступление в Иркутский политех отделение кибернетики (на океанологию во Владивосток родители не пустили хитростью), затем  Фрунзе - астрономический факультет университета. Здесь   провалилась и с радостью нашла ближайшее училище с театральным отделением – это было киргизское республиканское культпросвет училище. Затем был Самарский университет культуры. В это время вместо интуитивного пришло более четкое понимание внутреннего обоснования выбора профессии. Так мечта о звездах и морских глубинах трансформировалась в интерес к «инженерии человеческих душ». И конечно, как всякая девочка в первую очередь хотела быть актрисой. И  какое-то время проработала актрисой в Самарском муниципальном театре «Самарская площадь».

  

Как вы оказались в Москве? 

 

- Имея приглашение в театр Советской армии и филиал Маяковки, приехав в Москву,  поняла, что заново в эту реку входить не хочу, нужно осваивать новые горизонты. Попала на площадку к режиссерам, которых считаю своими учителями – Алеко Цабадзе, Александр Павловский, Евгений Лунгин, Карине Фолиянц. Специально пошла работать помощником режиссера, ближе к режиссеру и оператору нет ни кого. После нескольких фильмов села на монтаж с легендарной Валентиной Петровной Олейник (монтажер фильмов Станислава Говорухина и почти всех Киры Муратовой) – вот это и считаю своими университетами. Позже, чтобы получить профессиональную смелость и основы постигаемой профессии все же закончила МГУКИ факультет режиссура и драматургия кино и телевидения. Много работала как режиссер монтажа. Вообще люблю учиться. Нашей профессии можно учиться всю жизнь.  

 

Первые шаги на телевидении? 

 

- На телевидении кроме авторских передач «Документальная камера» Андрея Шемякина на телеканале  «Культура» не работала. Как-то пыталась, но ушла еще до начала самой работы – не мой формат. На телевидение, кстати,  «киношников»  берут очень неохотно.  Вопрос темпа – производства, смены картинки, формата общения между людьми. А каждая  «Документальная камера», это скорее фильм, чем телевизионная передача.  

 

Ваша первая самостоятельная работа  как режиссера? 

 

- Для себя  считаю – выпуск «Документальной камеры» Андрея Шемякина, посвященный Орсону Уэллсу: «Орсон Уэллс. Столетний поединок со временем» (2016 год). Если брать спортивное кино, то это «Лев Яшин - №1», 2018 г. 

 

Почему именно документальное кино и как вы к этому пришли? 

 

- Документальное кино открылось для меня неожиданно. Был перерыв в игровых проектах, и позвали режиссером монтажа, на документальное кино и вдруг оно «раскрылось». Не зря сейчас даже очень известные и успешные «игровики», наши и зарубежные стали снимать документальное кино. В документальном кино больше свободы, авторской философии. Сложнее выполнять художественные задачи, но это и интереснее. Оно более доступно и оно ближе к подлинности. И сам документ уже предельно искренен, а поиски киноязыка для разговора по душам со зрителем ведутся постоянно. На самом деле, если есть автор, то ракурс камеры, уже постановочный. Что касается биографических фильмов, то свидетели событий и судеб сейчас приветствуют именно документальное воплощение истории, нежели игровое. И жизнь в документальном кино сводит с очень разными интересными людьми, событиями. Это исследование.  

 

Я все время поражался как один и тот же человек (да еще и женщина – я о Татьяне Лиозновой) может снять «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал»? Такой же вопрос и к вам – как можно снимать сначала «Человек Х» и «Антарктическое притяжение», а затем, ну совершенно из другой области – «С мячом в Британию» и «Лев Яшин. Номер один»? 

 

- Каждый фильм - прежде всего, постижение человека. Это, как правило, истории взлетов и падений.  Один человек был в определенных обстоятельствах, другой в других. Интересно как этот человек переживал, превозмогал и брал свои «Эвересты» и «Рубиконы», собирал себя после падений.  Как он любил, и что делало его особенным. Это главное во всех фильмах и про ученых и про поэтов, и про футболистов и про покорение Антарктики. А задача авторов заставить зрителя сопереживать герою. Даже если фильм будет шероховатым с какими-то недочетами, но будет ощущение сопричастности, мне кажется главное достигнуто. 

 

Цикл документальных фильмов «Тайны Большого Золотого кольца России» - расскажите немного подробнее: кто, для кого, как снимали? 

 

- «Тайны Золотого кольца России» - я там была режиссером монтажа. Работала с режиссером Юрием Малюгиным. Это и было первое знакомство с документальным кино. Замечательный цикл с историей городов Золотого кольца, со съемками красивейших мест России. 

 

Кому пришла идея снять фильм о послевоенной поездке в Великобританию футболистов «Динамо»? 

 

- Идея фильма «С мячом в Британию» пришла известному спортивному журналисту Евгению Богатыреву. Он вообще кладезь идей и что особенно ценно - интуитивно угадывает время, когда эти темы могут «заблистать». Продюсерский центр «Динамо», его руководитель Михаил Тюркин оценил идею, одобрил, нашел финансирование,   а производство взяла на себя студия «ВИБ-Фильм» под руководством Владимира Голикова. 

 

Сложно ли было «состыковываться» со знаменитостями при создании фильма? 

 

- Убеждена, что настоящий профессионализм исключает «звездность». Поскольку актеры снимались без гонорара, на этапе переговоров отсеялись основные проблемы. Те актеры, которые пришли к нам и поддержали, им было действительно интересна и тема и предложенные роли и они выложились по полной. Был энтузиазм и большая радость от сотворчества, взаимопонимания, поиска и рождения образов. Я действительно благодарна каждому актеру нашего фильма за его талант и совместную работу. Было трудно, технически осилить это в рамках документального кино, найти форму, актеры все востребованные и временные ограничения серьезные, но было и очень интересно.  

 

Как вы общались с Валентиной Тимофеевной Яшиной? 

 

- Евгений Григорьевич (Богатырев – примечание автора), давний знакомый Валентины Тимофеевны привел  нас в святая святых – квартиру Льва Ивановича. У нас было две встречи. На первой Валентину Тимофеевну, которая приболела, мы не могли снимать, но мы познакомились, поговорили и смогли снять домашний альбом с фотографиями, который она нам показала. Я считаю, что это вместе с интервью с самой Валентиной Тимофеевной стало жемчужиной фильма. В этих сценах и кадрах, в глазах его жены Лев Иванович оживает. И атмосфера квартиры невероятная. Это настоящий живой музей Льва Яшина. После его смерти в квартире не изменилось буквально ничего, все как при его жизни. Можно помечтать о музее. 

 

Кто помогал в создании картины о Яшине? 

 

- Опять же идея и авторство картины принадлежат Евгению Богатыреву. Он дает большую творческую свободу режиссеру, оставаясь при этом абсолютно вовлеченным в процесс и помогая на всех этапах. Михаил Тюркин, будучи руководителем Продюсерского центра  «Динамо», вообще всегда принимает самое живое участие в создании всех фильмов, выпускаемых им. Он   ставит высокие планки, а на финальных просмотрах, когда у режиссера уже где-то и «замыливается глаз», его замечания бывают очень точными и полезными. Руководитель студии производителя «ВИБ-Фильм» Владимир Голиков принял живое участие в создании фильма. Решал самые невыполнимые задачи, поставленные ему для создания картины. Я не получила от него ни одного отказа, что это «дорого или невозможно» снять, достать, договориться про интервью. И конечно все кто снялся в картине. Была очень важная и значимая поддержка этих людей. Светлая, теплая аура личности Яшина как-то объединила всех, ни один человек к которому мы обратились с просьбой сняться в фильме, ни наши соотечественники, ни зарубежные поклонники Льва Ивановича, нам не отказали. И все очень тепло и с желанием вспоминали его. Было очень приятно работать над этой картиной. Но сроки были жесткие. Первую съемку провели в декабре, потом была пауза и, по сути, на съемку и монтаж ушло 2 месяца. Решили  успеть к открытию ЧМ. Хотя, изначально про это событие не думали вообще. Это не конъюнктура -  так  странным чудесным образом совпало. 

 

Что поразило больше всего в биографии Вратаря номер 1 в мире? 

 

- Больше всего поразило его отношение к своему делу – полнейшая, честная отдача, цельность натуры и величие в простоте. Порядочность. Как говорится «штучный человек». Наверное, это свыше дается. Предназначение. Очень такое спокойное принятие своего предназначения. Ему не надо было что-то или кого-то из себя изображать, становиться на цыпочки. Его очень многие любили и признавали его лидерство. И второе – умение преодолевать трудности и собирать себя заново. А если именно в биографии – кульбиты. Вышел с завода, затем успех, мировая слава, и в конце жизни он остался опять с теми людьми, с которыми сохранил дружбу  на всю жизнь – заводские товарищи. Они его на саночках безногого возили зимой на рыбалкуПриезжали самые великие футболисты и целовали ему руки.  

 

В 1962-ом году проигрыш на ЧМ, обвинения, опала, хотел уходить из футбола, а уже в 63-ем игра в сборной Мира на матче 100-летия английского футбола, и -  Золотой мяч…. 

 

Кто пригласил на презентацию фильма ««Лев Яшин. Номер один» Инфантино, и как вам главный чиновник мирового футбола? 

 

- Премьеру организовывал Продюсерский центр «Динамо», они и пригласили Инфантино. Нам приятно, что по регламенту он должен был после приветствия на сцене провести на самом показе 10 минут и ехать дальше, так как его время было расписано по минутам, но он досидел почти до конца фильма. Конечно, это очень волнительно. В ходе создания фильма мы обратились к нему за словами о вкладе Льва Ивановича в мировой футбол, и он откликнулся без всяких проблем, и дал большое, искреннее, развернутое интервью.  

 

Как происходило награждение вашей картины на XXXVI Международном  кинофестивале спортивного кино и телевидения в Милане? 

 

- Это самая престижная премия в спортивном кино. В номинации участвовало 40 картин со всего мира. На награждении в Италии присутствовал Евгений Григорьевич Богатырев, он поднимался на сцену и получал награду из рук руководителя фестиваля. Инфантино так же как и на премьере в Москве, сказал добрые слова о Льве Ивановиче и о фильме.  

 

Какие ближайшие творческие планы? 

 

- Сейчас практически тем же составом: Продюсерский центр «Динамо» и студия «ВИБ-Фильм»  работаем над фильмом «Легенды будущего». Он объединит в трилогию фильмы «С мячом в Британию» и «Лев Яшин - №1». Это центральная картина. Три личности станут олицетворением истории отечественного футбола – Михаил Якушин, Алексей Хомич, Константин Бесков. Совершенно разные игровые амплуа, судьбы и характеры. В картине будут:  история футбола,  биографии героев и  много современности. Название «Легенды будущего», ведет нас вперед, заглянуть, какое развитие футбола ждет нас? Сохраним ли мы наработанное нашими легендарными спортсменами и кому становиться их преемниками?  В фильме будет много личных историй, рассуждений наших ведущих спортсменов, тренеров, ветеранов и руководителей футбола. Это фильм-исследование. 

 

Если можно – немного о семье. 

 

Я живу сейчас с дочерью. Она заканчивает магистратуру в Тимирязевской академии, генетика и селекция - биолог. Одновременно закончила режиссерские и сценарные курсы в школе Александра Митты. Интересуется научно-популярным направлением в документальном кино.  Сделала свой первый фильм «Живая история» об истории взаимодействия лошади и человека в городской среде.  

 

Делая фильм о Яшине, я во многом сверялась со своим внутренним цензором – через мои взаимоотношения и наблюдения за своим отцом.  Так же как и Яшин - ребенком войны, страстным болельщиком, и его рассказами о том, как болели за футбол после войны.  

 

Такая она, Светлана Харчевина  – хрупкая милая женщина-режиссер, подарившая всем нам потрясающие документальные фильмы и продолжающая свою нелегкую, но интересную и такую нужную работу по увековечиванию памяти легенд отечественного спорта. 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – из личного архива Светланы Харчевиной. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники