"МИФИЧЕСКИЙ МУЖ И ЕГО СОБАКА"

Опубликовано 20.03.2021 в разделе В театр! | Москва

 

Когда на Малой сцене в Московском художественном академическом театре имени М. Горького п/р Эдуарда Боякова в премьерном спектакле под таким весьма замысловатым названием в образе Чехова появился актер Юрий Ракович, сразу возникла ассоциация с тем обликом еще моложавого русского писателя и драматурга, который запечатлен на одной из фотографий. Да, и по стати показался, будто, Антон Павлович! Кажется, что таким узнаваемым он изображен и в Камергерском переулке у дома № 2 на Тверской улице на установленном ему памятнике на мраморном постаменте работы скульптора Михаила Аникушина и архитекторов Михаила Посохина и Марка Фельдмана. Памятник был открыт в 1998 году к 100-летнему юбилею Московского художественного театра. Вот, таким правдоподобным в образе Антона Павловича показался 34-летний актер, в прошлом выпускник Ярославского государственного театрального института.  


Спектакль посвящен личной жизни великого писателя и драматурга в период его бурного романа с выдающейся актрисой Московского художественного театра Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, и, в конечном счете, женитьбе на ней. Она играла главные роли в его пьесах во времена К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.  

 

На устроенном пресс-показе в ее образе предстала молодая, энергичная и обаятельная актриса МХАТ имени М. Горького Наталия Медведева, которая постаралась передать всю свою страсть, противоречивые чувства и душевное тепло в отношении А.П. Чехова. Всего год назад она уверенно сыграла роль Маши в реконструированной постановке Вл.И. Немировича-Данченко 1940 года «Три сестры» А.П. Чехова. 

 

В новом спектакле - восемь основных исполнителей. Роль Марии Павловны, заботливой и верной сестры Антона Павловича, исполнила Кристина Пробст, в свое время окончившая Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Образ присутствующего верного друга на сцене воплотил Николай Коротаев, а женщину из прошлого сыграла Елена Коробейникова. Внушительный образ лечащего врача А.П. Чехова, который готов прибыть к нему по первому вызову, чтобы прослушать самым внимательным образом не поддающиеся ни какому лечению легкие писателя, сыграл Сергей Кисличенко. В спектакле занята и недавняя выпускница Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина  (мастерская Бориса Клюева) Анна Кисличенко (Маня), а также старожил мхатовской сцены, заслуженная артистка России Лариса Жуковская (сестра милосердия). 

 

Среди действующих лиц, представляющих своеобразную массовку, оказалась группа из нескольких вездесущих репортеров, появляющаяся в нужное время и в нужном месте, чтобы оповестить всех о том, как проходили в Москве, в МХТ, последние постановки, поставленные по пьесам Антона Павловича «Три сестры» и «Вишневый сад»  с участием Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в главной роли. Они были написаны специально для этой актрисы. 

 

Примечательно, что пьесу "Мифический муж и его собака" еще 18 лет назад написал сам режиссер Сергей Глебович Десницкий на основе скрупулезного исследования сохранившихся многочисленных писем Чехова и Книппер друг другу, не изменив в них ничего основательно. Именно в них, как выяснилось, писатель с особой нежностью называл свою супругу "собакой", а она его "мифическим мужем". Это связано с тем, что они оба подолгу жили вдали друг от друга: сам Чехов - в Ялте, а Книппер-Чехова - в Москве. Так что не случайно Антон Павлович, страдающий от одиночества, просто изнемогал от желания быстрее поехать в Москву, прямо как в "Трех сестрах", повторяя сам себе: "В Москву, в Москву". 

 

Кстати, первые зрители могли познакомиться с тонкостями отношений любимого ими писателя А.П. Чехова и крепко любимой им жены, О.Л. Книппер, посмотрев спектакль «Твой образ милый и далекий», поставленный в начале 2000-х годов заслуженной артисткой РСФСР Евгенией Кемарской. Его особенностью стало прочтение Василием Немировичем-Данченко, внуком одного из создателей Московского художественного театра Вл.И. Немировича-Данченко, и его супругой, Анжеликой Немирович-Данченко писем, написанных Чеховым и Книппер-Чеховой друг другу во время их супружеской жизни в период с 1902 по 1904 годы. Этот документальный спектакль шел не только в Доме-музее К.С. Станиславского, но и на других российских сценах, а также в Германии, США и на престижном фестивале в Баден-Вайлере в Австрии и т.д. А ныне он продолжает собирать аншлаги на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова.  

 

Нынешняя постановка "Мифический муж и его собака", по всему, вызывая неподдельный интерес даже у искушенного зрителя, являет собой уже десятую успешную премьеру в не простом пандемическом 2020/2021 театральном сезоне МХАТ имени М. Горького. Важно, что над ней вместе со старейшим мхатовским режиссером, актером и педагогом, заслуженным артистом РСФСР, выпускником Школы-студии МХАТ 1962 года Сергеем Глебовичем Десницким работал многоопытный, высокопрофессиональный советский, американский театральный художник, сценограф Александр Леонидович Окунь, член организации United Scenic Artists of America (аналог «Союза театральных деятелей России»). Он посвятил театру десятки лет и, работая  на факультете «Сценографии и театральной технологии» Школы-студии МХАТ, преподавал студентам оригинальный курс «Композиция сценического пространства».  

 

Художник по костюмам - Елена Зыкова. Музыка Александра Симоненко. Хореограф-постановщик  - Леша Кот 

 

Отрадно, что в год своего 80-летия Сергей Десницкий поставил спектакль-исследование личности творца, не выдуманную историю взаимоотношений одаренных уникальными талантами людей, каждый по своему, и позволил коллегам, друзьям и просто зрителям приобщиться к тайне супружества Антона Павловича Чехова и Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, которое состоялось 120 лет тому назад. 

 

Чтобы судить об этом, надо все это узнать... 

 

 

 

 

 

 

На пресс-показе побывала Алла Буловинова 

 

Фото автора 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники