ИЛЬЯ ЗОЛКИН: «ТЕАТР - ЭТО НЕ МУЗЕЙ, КАК БЫ ХОРОШО НЕ БЫЛ ВОССТАНОВЛЕН СПЕКТАКЛЬ»
В театре «Ленком» случился премьерный спектакль «Поминальная молитва» Григория Горина. Для тех, кто не видел постановку Марка Захарова, которая шла на сцене на протяжении нескольких лет, начиная с 1989 года, спектакль взволновал зрителей не на шутку: некоторые выходили из зала, утирая слезы. Возобновление его по инициативе директора театра, заслуженного деятеля искусств России Марка Варшавера было доверено народному артисту России Александру Лазареву, впервые выступившего в ответственной роли режиссера. При этом показалось, что ему удалось создать совершенно новый спектакль, хотя...
Вот, как считает культурный обозреватель, знающий театр изнутри не понаслышке, Илья Золкин.
= Я не думаю, что в репертуаре сегодняшнего «Ленкома» появилась совершенно новая «Поминальная молитва», хотя в большинстве своем в ней играют другие актеры. Несмотря на относительный успех, все неоднозначно. Возобновить «Поминальную молитву» в репертуаре театра спустя практически более 20-лет, решение как бы спорное со всех сторон. Почему? Потому что Марк Варшавер сделал это, с одной стороны, в период кризиса жанровых идей, а, с другой стороны, настораживает тот факт, что в свое время сам Марк Анатольевич Захаров был категорически против восстановления этого спектакля. В то время, когда Марк Варшавер предлагал ему не единожды это сделать, Марк Анатольевич всячески отказывался, уводя разговор в другую плоскость.
Очевидно его, как творца и художника что-то не устраивало в этом, и какого либо желания снова работать над этим спектаклем у него не было. Но Марк Варшавер все-таки ослушался Марка Захарова, решив сделать все по своему после его смерти. И доверил возобновление этой постановки одному из ведущих артистов театра Александру Лазареву, который прежде никогда не брался за режиссуру.
Надо признать, что он проделал кропотливую работу по восстановлению спектакля. Все на сцене оказалось в прежнем виде: декорации Олега Шейнциса и мизансцены, которые бережно и точно сохранены. Но ощущение вторичности не покидает. Потому что мы сейчас не говорим о том, насколько оригинален новый спектакль и его художественный продукт, постольку, поскольку он не может быть оригинальным. К тому же повторить успех того спектакля все-таки нереально по ряду причин. И главное потому, что мир изменился, изменился социальный контекст; помимо всего прочего, изменилось отношение к актеру в стране, и само актерское мастерство немножко видоизменилось. Профессия меняется, понимаете. Поэтому повторить успех нереально.
Правда, в новой «Поминальной молитве» можно увидеть подробно восстановленный спектакль. С очень хорошими и честными актерскими работами. Но перекрыть успех той постановки нереально. А стало быть, возникает вопрос: а зачем это надо? Может быть, лучше выбрать новый путь развития, а не идти по успехам и даже ошибкам своих собственных прародителей – дедов, отцов и т.д. Мы видим, что сегодня это вошло в некую моду. Например, в театре, расположенном в нескольких шагах от «Ленкома», уже сделано ряд реконструкций. Если в «Ленкоме» Марк Анатольевич Захаров ушел из жизни в прошлом году, то К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко гораздо раньше. А их постановки - «Синяя птица» (1908), «Вишневый сад» (1904) и «Три сестры» (1901) - реанимируют на сцене МХАТ имени М. Горького одну за другой. Многие театральные специалисты, в общем-то, считают, что ничего хорошего в этом нет.
- Илья Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, об актерах, которые играют в новом спектакле «Поминальная молитва» и в честь памяти кого поставили этот спектакль.
= Что, значит, в честь памяти? Давайте все будем делать в честь памяти кого-то. Мы все помним, что именно в этом спектакле свою последнюю значительную роль на русской сцене сыграл народный артист СССР Евгений Павлович Леонов, хотя после его смерти некоторое время в нем играл Владимир Стеклов, пока не покинул театр «Ленком» в связи с конфликтом и разводом с Александрой Захаровой.
В спектакле были созданы и еще яркие актерские образы. И это тоже часть легенды. Имею в виду роль Берты в исполнении народной артистки СССР Татьяны Ивановны Пельтцер. Хотя после ее смерти эту роль играла Елена Фадеева, но вспоминают все равно Татьяну Ивановну. А в новом спектакле в этой роли вышла Нина Горшкова, которая не являлась ни легендой, ни звездой этого театра, потому что всегда играла роли второго плана. А в последние годы практически не выходила на сцену.
Конечно, тот ансамбль «Поминальной молитвы» был замечательный. И в этом спектакле актеры сохраняют его, работая в некоей атмосфере семейственности. Все, бросая свои дела, шли на репетиции, посвятив себя целиком новой постановке. Они понимали, что есть некая дань уважения к ее истории и к артистам, которые играли тогда в ней. Но все равно вторичность заметна...
Надо сказать, что «Поминальная молитва», как и сама пьеса Шолом Алейхема, не забыты. Последняя востребована во всем мире, в том числе и в качестве мюзикла под названием «Скрипач на крыше». В то время, как спектакль по этой пьесе в Москве не идет, но за пределами столицы она востребована, в том числе в Петербурге - в Театре на Литейном и Театре Дождей. Но успех нашумевшего в свое время спектакля в «Ленкоме» перекрыть невозможно, поэтому за него лучше не браться.
- Что Вы скажете об исполнителях других ролей в «Поминальной молитве», в том числе Тевье-молочника?
= Роль Тевье-молочника – одна из самых значительных мужских ролей в мировом репертуаре. В «Ленкоме» ее сегодня доверили народному артисту России Сергею Степанченко. И символично, что во втором составе ее сыграл заслуженный артист России Андрей Леонов, который по-своему воплощает образ, когда-то великолепно сделанный его отцом. Но опять-таки возникает один вопрос: а надо ли было за это браться?
Роль супруги Тевье-молочника, Голды, когда-то достойно исполняла Любовь Матюшина, наверно, не самая знаменитая актриса, при всем уважении к ней. В этом спектакле эту роль доверили заслуженной артистке России Олесе Железняк. Как сказал в своем интервью Марк Борисович Варшавер: «Я наконец-то в ней увидел великую трагическую актрису». Во втором составе Голду играет заслуженная артистка России Анна Большова. Она является звездой, и ее имя, конечно, украшает афишу спектакля, билеты на который распроданы до мая месяца.
Спектакль получился зрительский, потому что зритель на нем переживает, плачет. Это можно списывать именно на крепость режиссуры все-таки не Лазарева, а Марка Анатольевича Захарова. Потому что здесь важно было просто повторять все грамотно и качественно. Это опять-таки тупиковый путь для театра. Я еще раз повторю: сегодня нельзя радоваться до конца качественно восстановленному спектаклю, потому что ТЕАТР – ЭТО НЕ МУЗЕЙ, как бы хорошо это не было сделано, поставлено и воплощено.
Мнение культурного обозревателя Ильи Золкина записала Алла Буловинова.
Фото c официального сайта театра "Ленком"
Окультурить друзей: