ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХИТ ПОД НАЗВАНИЕМ «ТЕАТР»  

Опубликовано 31.03.2021 в разделе В театр! | Москва

 

В легендарном театре имени Евгения Вахтангова состоялся пресс-показочереднойпремьеры под названием «Театр» в постановкеОльги Субботиной, поставленнойпо одноименному романуизвестного английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма(1874-1965). Ее выходоказалсяприуроченнымк Международному дню театра. 


Многим памятно, что в свое время успехом пользовался двухсерийный художественный телефильм 1978 года, который снял на Рижской киностудии режиссёрЯнисСтрейч с участием в главной роли народной артистки СССРВииАртмане(1929-2008), где ее партнером был советский и латвийский актер ИварКалныньш. Для всех советских зрителей фильмоставил неизгладимое приятное впечатление.И,наверно,все сегодняждаличего-топодобного от нового спектакля.И что же получилось? 

 

Своим мнением о новой постановке делится культурный обозреватель Илья Золкин.  

 

=Наверно,дурной тонсравнивать художественное произведение, к тому же спектакль, сделанный по классике мировой драматургии и литературы,сфильмом,который былснятв Советском Союзе более 40 лет назад.Это абсолютно неправильно, хотя зрители волей-неволей привыкли все сравнивать. Но, ведь, советский фильм «Театр» вовсе не единственный. Роман Моэма вообще кинематографичен. У молодого поколения зрителей большим успехом пользуется его голливудская экранизация 2004 года под названием «Быть Джулией», сделанная классиком мирового кино Иштваном Сабо с американской киноактрисой АннеттБенингв ролиДжулии Ламберт (в российском прокате фильм шел под названием«Театр»).   

 

На самом деле, это широкопопулярное произведение ина театральной сценеоказывалосьни раз,и ни два, нов Москвеужедавно не появлялось. Если бы это была пьеса,то шла бы чаще. Как, например, «Круг»(1919)или«Недосягаемая»(1913),которые сегодня как-топерестали ставиться, потому что моданаанглийский салонный юмор начала XX века,кажется,ушлав прошлое. 

 

Кстати, недавно, рассуждая оспектакле«Иллюзиилюбви», впервые поставленномв декабре прошлого года Татьяной Казаковой попьесе«Круг»в Санкт-Петербургском театре Комедииимени Н.П. Акимова,я подметил, что текст великого автора не очень сопряженссегодняшним днем, и в зрительном зале это особенно чувствуется. Но, наверное, роман «Театр» можно и нужно отнести все же к его лучшим произведениям, которыене устареваютпо этическим соображениям.  

 

Едва ли режиссер спектакляОльга Субботинастараласьподойти к постановке Моэма каким-то радикальным образом, выходя впервые на Основную сцену театраимени ЕвгенияВахтангова послееепервойуспешной постановки «Бовари» по романуГюставаФлобера наСимоновскойсцене. Скорее перед зрителем предстает классическая постановка, которая, по сути, придется по душе массовому зрителю.  

 

Рассуждая на тему успешности постановок спектаклей по этому произведению в XXI веке, могу сказать, что в 2015 годув театре имени В.Ф. Комиссаржевской Санкт-Петербурга состоялась премьера спектакля «Театр».  При этом, в чем только не упрекализаслуженную артистку РоссииМаргариту Бычкову,режиссераспектакля. Еесильнокритиковали за выбор литературы и формуподачиматериала. Многие критики сегодня не прощают некоего бульварного подхода к материалу, но все равно хочется повторить, что зрители такие спектакли любят, и не напрасно. 

 

При всем уважении к режиссуре многоопытной Ольги Субботиной, за плечами которой мастерская народного артиста России Леонида Хейфеца, почему-то возникаетнекое сомнение,насколько новый спектакльвВахтанговскомтеатребудет принят серьезной театроведческой аудиторией. 

 

Надо подчеркнуть, что ее спектакльполучился,прежде всего, актерский, скрасиво выстроеннымимизансценамиидекорациями, и в нем живут многочисленныеперсонажи, благодаря чему удалось задействовать старшее поколение актеров театра, редко выходящее на сцену, и совсем молодых актеров из первой студии. И это, наверно, один из огромных плюсов новой постановки, что, по сути, за один вечер на прославленной сцене можно увидеть сразу несколько поколений Вахтанговской труппы. 

 

Отрадно, что Ольга Субботинасама пришла к художественному руководителю Вахтанговского театра Римасу Туминасуи предложилаему  вариант постановки. АРимасВладимирович, подумав, решил: почему бы, действительно, несделать спектакльотеатральномзакулисье...Тем более,что на Основной сцене театра Вахтангова такого веселого, легкого драматургического материала давно не было. 

 

Спектакль на самом деле вовсюследует тем традициям,скоторымипринятоотождествлятьВахтанговскийтеатр– Театр легкий. Хотя уже понятно,  что в XXI веке традиции Вахтанговского театра расширены  и не вписываются в определенные рамки. Например, постановки Юрия Бутусова, при всей их сложности, отчасти тоже наследуют традиции Евгения Вахтангова. Но, говоря о спектакле «Театр» и вспоминая о традициях, все становится наиболее ясно и прозрачно. 

 

Рольактрисы-  примы «Театра» Моэма,ДжулииЛэмберт, конечно, исполняетприматеатра имени Евгения Вахтангова,заслуженная артистка РоссииЛидияВележева. И тут зрителя ждет невероятный  театр представления, потому что героиня Лидии Леонидовны за весь спектакль в двух отделениях меняет наряды, как перчатки, выходя поочередно в17 роскошно сшитых и сидящих на ней костюмах.  

 

Вместе с ней сцену украшают ведущие актеры театра Вахтангова. Так, вролисупругаДжулииЛэмберт – директора театра Майкла Госселина выступает народный артист РоссииЕвгений Князев. В образе ЛордаЧарлзаТэмерлидебютирует на Основной сценеВахтанговскоготеатра заслуженный артист РоссииАндрей Ильин. Шесть лет назад, войдя в состав труппыэтоготеатра, он дебютировална Новой сцене в спектакле по пьесе французского драматурга Ива Пло «Возьмите зонт, мадамГотье!» (2015), где его партнершей была народная артистка СССРЮлия Константиновна Борисова.Но спектакль шел не долго,отчасти,по состоянию здоровья Юлии Константиновны:ей было тяжело вести этот спектакль.

 

Среди молодых артистов в спектакле играют: КонстантинБелошапка(ТомФеннел),ПолинаКузьминская(ЭвисКрайтон,  начинающая актриса), и ещемногиестудийцы в небольших ролях. 

 

Можно с уверенностью сказать, что зрители получили красивый спектакль,который,безусловно,стал им дорогим подарком к Международномудню театра иочереднымподарком к предстоящему 100-летнему юбилею театра в следующем сезоне. 

 

 В то же время этот спектакль – необыкновенный подарок для самих актеров, участвующих в нем. Так,в последние годы ЛидияВележевакрайнередко получаласерьезные роли, потому что перешла некий возрастной рубеж, когда актрисепо статусуигратьмаленькое что-то не положено, а найти роль для этого женского возраста сложно. Об этой проблеме хорошо знают всеженщины-актрисы, которымпо 50 лет, и для них ролей, практически, не пишут. Поэтому радостно, чтоэта актрисанаконец-то получила такую заглавную роль, какДжулииЛэмберти ее фотография на афише.  

 

В итоге будем считать, что спектакль получился, а дальше он будет только  расти. Поэтому остается поздравить театр имени Евгения Вахтангова с тем, что в его репертуаре, наряду с другими знаковыми премьерами, появился истинный  театральныйхитпод названием «Театр».  

 

 

 

 

                                 На пресс-показе побывали Алла Буловинова и Илья Золкин 

 

                                 Фото Ильи Золкина

 
 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники