ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХИТ ПОД НАЗВАНИЕМ «ТЕАТР»
В легендарном театре имени Евгения Вахтангова состоялся пресс-показ очередной премьеры под названием «Театр» в постановке Ольги Субботиной, поставленной по одноименному роману известного английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965). Ее выход оказался приуроченным к Международному дню театра.
Многим памятно, что в свое время успехом пользовался двухсерийный художественный телефильм 1978 года, который снял на Рижской киностудии режиссёр Янис Стрейч с участием в главной роли народной артистки СССР Вии Артмане (1929-2008), где ее партнером был советский и латвийский актер Ивар Калныньш. Для всех советских зрителей фильм оставил неизгладимое приятное впечатление. И, наверно, все сегодня ждали чего-то подобного от нового спектакля. И что же получилось?
Своим мнением о новой постановке делится культурный обозреватель Илья Золкин.
= Наверно, дурной тон сравнивать художественное произведение, к тому же спектакль, сделанный по классике мировой драматургии и литературы, с фильмом, который был снят в Советском Союзе более 40 лет назад. Это абсолютно неправильно, хотя зрители волей-неволей привыкли все сравнивать. Но, ведь, советский фильм «Театр» вовсе не единственный. Роман Моэма вообще кинематографичен. У молодого поколения зрителей большим успехом пользуется его голливудская экранизация 2004 года под названием «Быть Джулией», сделанная классиком мирового кино Иштваном Сабо с американской киноактрисой Аннетт Бенинг в роли Джулии Ламберт (в российском прокате фильм шел под названием «Театр»).
На самом деле, это широко популярное произведение и на театральной сцене оказывалось ни раз, и ни два, но в Москве уже давно не появлялось. Если бы это была пьеса, то шла бы чаще. Как, например, «Круг» (1919) или «Недосягаемая» (1913), которые сегодня как-то перестали ставиться, потому что мода на английский салонный юмор начала XX века, кажется, ушла в прошлое.
Кстати, недавно, рассуждая о спектакле «Иллюзии любви», впервые поставленном в декабре прошлого года Татьяной Казаковой по пьесе «Круг» в Санкт-Петербургском театре Комедии имени Н.П. Акимова, я подметил, что текст великого автора не очень сопряжен с сегодняшним днем, и в зрительном зале это особенно чувствуется. Но, наверное, роман «Театр» можно и нужно отнести все же к его лучшим произведениям, которые не устаревают по этическим соображениям.
Едва ли режиссер спектакля Ольга Субботина старалась подойти к постановке Моэма каким-то радикальным образом, выходя впервые на Основную сцену театра имени Евгения Вахтангова после ее первой успешной постановки «Бовари» по роману Гюстава Флобера на Симоновской сцене. Скорее перед зрителем предстает классическая постановка, которая, по сути, придется по душе массовому зрителю.
Рассуждая на тему успешности постановок спектаклей по этому произведению в XXI веке, могу сказать, что в 2015 году в театре имени В.Ф. Комиссаржевской Санкт-Петербурга состоялась премьера спектакля «Театр». При этом, в чем только не упрекали заслуженную артистку России Маргариту Бычкову, режиссера спектакля. Ее сильно критиковали за выбор литературы и форму подачи материала. Многие критики сегодня не прощают некоего бульварного подхода к материалу, но все равно хочется повторить, что зрители такие спектакли любят, и не напрасно.
При всем уважении к режиссуре многоопытной Ольги Субботиной, за плечами которой мастерская народного артиста России Леонида Хейфеца, почему-то возникает некое сомнение, насколько новый спектакль в Вахтанговском театре будет принят серьезной театроведческой аудиторией.
Надо подчеркнуть, что ее спектакль получился, прежде всего, актерский, с красиво выстроенными мизансценами и декорациями, и в нем живут многочисленные персонажи, благодаря чему удалось задействовать старшее поколение актеров театра, редко выходящее на сцену, и совсем молодых актеров из первой студии. И это, наверно, один из огромных плюсов новой постановки, что, по сути, за один вечер на прославленной сцене можно увидеть сразу несколько поколений Вахтанговской труппы.
Отрадно, что Ольга Субботина сама пришла к художественному руководителю Вахтанговского театра Римасу Туминасу и предложила ему вариант постановки. А Римас Владимирович, подумав, решил: почему бы, действительно, не сделать спектакль о театральном закулисье... Тем более, что на Основной сцене театра Вахтангова такого веселого, легкого драматургического материала давно не было.
Спектакль на самом деле вовсю следует тем традициям, с которыми принято отождествлять Вахтанговский театр – Театр легкий. Хотя уже понятно, что в XXI веке традиции Вахтанговского театра расширены и не вписываются в определенные рамки. Например, постановки Юрия Бутусова, при всей их сложности, отчасти тоже наследуют традиции Евгения Вахтангова. Но, говоря о спектакле «Театр» и вспоминая о традициях, все становится наиболее ясно и прозрачно.
Роль актрисы - примы «Театра» Моэма, Джулии Лэмберт, конечно, исполняет прима театра имени Евгения Вахтангова, заслуженная артистка России Лидия Вележева. И тут зрителя ждет невероятный театр представления, потому что героиня Лидии Леонидовны за весь спектакль в двух отделениях меняет наряды, как перчатки, выходя поочередно в 17 роскошно сшитых и сидящих на ней костюмах.
Вместе с ней сцену украшают ведущие актеры театра Вахтангова. Так, в роли супруга Джулии Лэмберт – директора театра Майкла Госселина выступает народный артист России Евгений Князев. В образе Лорда Чарлза Тэмерли дебютирует на Основной сцене Вахтанговского театра заслуженный артист России Андрей Ильин. Шесть лет назад, войдя в состав труппы этого театра, он дебютировал на Новой сцене в спектакле по пьесе французского драматурга Ива Пло «Возьмите зонт, мадам Готье!» (2015), где его партнершей была народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова. Но спектакль шел не долго, отчасти, по состоянию здоровья Юлии Константиновны: ей было тяжело вести этот спектакль.
Среди молодых артистов в спектакле играют: Константин Белошапка (Том Феннел), Полина Кузьминская (Эвис Крайтон, начинающая актриса), и еще многие студийцы в небольших ролях.
Можно с уверенностью сказать, что зрители получили красивый спектакль, который, безусловно, стал им дорогим подарком к Международному дню театра и очередным подарком к предстоящему 100-летнему юбилею театра в следующем сезоне.
В то же время этот спектакль – необыкновенный подарок для самих актеров, участвующих в нем. Так, в последние годы Лидия Вележева крайне редко получала серьезные роли, потому что перешла некий возрастной рубеж, когда актрисе по статусу играть маленькое что-то не положено, а найти роль для этого женского возраста сложно. Об этой проблеме хорошо знают все женщины-актрисы, которым по 50 лет, и для них ролей, практически, не пишут. Поэтому радостно, что эта актриса наконец-то получила такую заглавную роль, как Джулии Лэмберт и ее фотография на афише.
В итоге будем считать, что спектакль получился, а дальше он будет только расти. Поэтому остается поздравить театр имени Евгения Вахтангова с тем, что в его репертуаре, наряду с другими знаковыми премьерами, появился истинный театральный хит под названием «Театр».
На пресс-показе побывали Алла Буловинова и Илья Золкин
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: