Илья Золкин о двойной жизни Джулии Ламберт в спектакле «Театр» Владимира Панкова
Необычный "Театр" Уильяма Сомерсета Моэма с неповторимой Еленой Яковлевой в роли Джулии Ламберт в постановке именитого режиссера Владимира Панкова появился к 65-летиему юбилею театра "Современник".
Отрадно, что премьера состоялась в рамках XXI Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» при поддержке компании Bosco di Ciliegi.
Оказалось, что для зрителя на спектакле главное быть готовым ко всему неожиданно "новенькому" в субъективном высказывании Владимира Николаевича, который в очередной раз представляет спектакль в созданном им жанре СаунДрама (SounDrama). Очевидно, с этим связано то, что от знакового произведения автора остались лишь кусочки, а сам «Театр», сделанный по роману Моэма, был представлен сценами из знаменитых произведений Федора Михайловича Достоевского и Антона Павловича Чехова. Небезынтересно, что думает по этому поводу профессионально подкованный культурный обозреватель Илья Дмитриевич Золкин.
Надо отметить, что ранее роман "Театр" (опубликованный У.С.Моэмом в 1937 году) не был востребован российскими театральными режиссерами так, как, например, произведения Чехова и Достоевского. И тут, с разрывом немногим более двух недель, в крупнейших театрах Москвы – театре имени Евгения Вахтангова 26 марта с.г. и театре «Современник» 14 апреля с.г. - один за другим выходят спектакли под одним и тем же названием одного и того же автора.
Наверно, не сговариваясь, и не конкурируя друг с другом, режиссеры Ольга Субботина и Владимир Панков решили обратиться в странное постпандемическое время к этому произведению. И, объединив разные театральные поколения, попытались приоткрыть отечественному зрителю завесу тайны о некоей закулисной театральной жизни на примере классической истории знаменитой английской актрисы Джулии Ламберт и ее жизни и, что называется, ее «скелетов в шкафу», которые по мере развития сюжета, открываются все больше и больше. Другой вопрос, что это происходит в конкретном произведении, а в постановке все существенно отличается от него.
Премьера спектакля «Театр» в «Современнике», являясь для него большим событием, выходит накануне его юбилея, что символично. Тем более, что все ждут от художественного руководителя театра Виктора Рыжакова, приступившего к своим обязанностям после кончины Галины Борисовны Волчек в середине прошлого сезона, какого-то нового толчка в развитии театра. Но пока этого не происходит, поскольку в театр пришло новое поколение студентов Виктора Анатольевича, которым он уделяет большое внимание.
Зато в спектакле приглашенного режиссера Владимира Панкова, (здесь можно снова провести параллели с Вахтанговским спектаклем), задействовано в небольших ролях огромное количество актеров разных поколений. Именно поэтому следует откровенно сказать, что в новом спектакле занята чуть ли не половина труппы «Современника».
При этом Владимир Николаевич, являясь основателем такого жанра, как СаунДрама, строит на нем и свой спектакль «Театр». А придумал он его в пору, когда работал еще актером, и именно до того, как судьба завела его в другую, режиссерскую, профессию.
- А что касается его сотрудничества с Еленой Яковлевой...
= Его сотрудничество с народной артисткой России Еленой Яковлевой - многолетнее. С ним она играла и продолжает играть лучшие роли мирового репертуара. Они оба исколесили полмира, участвуя в антрепризе «Бумажный брак», режиссером которой является Александр Огарев, а театральным продюсером директор агентства «Арт-партнёр XXI» Леонид Роберман. А после того, как Владимиру Николаевичу предложили пост художественного руководителя и директора Центра драматургии и режиссуры, они с Еленой Яковлевой выпустили аж три спектакля: «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева (2017); «Мама» Аси Волошиной ( 2018) и «Медведь» Антона Чехова (2019). К тому же, у них был замечательный спектакль «Кто боится Вирджинии Вульф?», который Владимир Панков поставил по пьесе Эдварда Олби, кстати, тоже в рамках театрального агентства «Арт-партнер XXI». Хотя спектакль существовал меньше года, но партнерство в нем Елены Алексеевны с Михаилом Трухиным, который играл роль Джорджа, а Марту играла она, был высоко оценен театральным сообществом.
Говоря о мастерстве Елены Яковлевой в спектакле «Театр», можно подчеркнуть, что она, проделав грандиозную актерскую работу, тащит на своих хрупких плечах на сцене многоликий образ своей героини, что на самом деле безумно сложно физически, технически и морально.
- А какова особенность спектакля?
= В данном случае интересно то, что Владимир Панков в своем спектакле исследует театр как таковой, включая в него сцены из других произведений мирового репертуара. Как-то: «Идиот» Федора Михайловича Достоевского и «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова.
И благодаря этим сценам как бы представляется двойная жизнь такой актрисы, как Джулия Ламберт, которую все прекрасно знают: Джулия Ламберт – актриса и Джулия Ламберт – в жизни. Как актриса, она играет со своей труппой Чехова и Достоевского. А, как женщина, живет своей жизнью.
Тут как раз и важно не потеряться зрителю, чтобы он мог различать, где же сон, а где реальность; где Ламберт – актриса, а где – женщина. Наверно, далеко не каждый зритель к этому восприятию готов и где-то путается. Действительно, огромные куски из Чехова и Достоевского смущают, утяжеляя восприятие действия на сцене, длящееся два с половиной часа без антракта.
В спектакле, помимо Елены Алексеевны, задействован замечательный актерский состав. В том числе: заслуженные артисты России Сергей Юшкевич и Владислав Ветров в очередь играют роль супруга Джулии Ламберт. Особенно радуют глаз актеры в небольших вводных эпизодических ролях. Среди них заслуженная артистка России Елена Юрьевна Миллиоти, старейшая актриса театра «Современник». Она так прекрасно читает монолог Раневской, что он кажется самым лучшим в этом спектакле. Несмотря на то, что ей 85 лет, она делает это так, как в старом театре, являя собой некий образец тонкого мастерства при подаче драматургического текста. При этом в спектакле в роли Фирса смог себя попробовать еще один из старейших актеров «Современника», заслуженный артист России Владислав Федченко.
- И что же в результате получилось?
= В результате получилось вроде того, как «то, да се, да пятое, да десятое». И именно потому, что от зрителя в спектакле Панкова ускользает история самой Джулии Ламберт, ее семьи и ее взаимоотношения с супругом и молодым любовником. То есть, на самом деле, сам сюжет из произведения «Театр» Моэма немножко отходит на второй план. И это в какой-то степени досадно. А, может быть, и нет, потому что сегодня в России режиссерский театр некоторым образом превалирует над актерским. Это не плохо и не хорошо. Это данность. Может быть, поэтому мы не имеем права, как и любой зритель, высказывать претензии к тому, что, мол, сюжета маловато, или, главное, тема не раскрыта. Ну, мало ли, что не раскрыта! Иди и читай роман. В конце концов, мы же в театре! Как говаривал Александр Николаевич Островский: «Люди идут смотреть в театр хорошее исполнение пьес, а не саму пьесу, Саму пьесу можно и прочитать».
Так что, дерзайте...
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина, А.Буловиновой
Окультурить друзей: